Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г,
при секретаре Артизанове А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Кирилловой С.А. на решение Ленинского
районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 августа 2017 года,
которым постановлено в удовлетворении исковых требований
Кирилловой С. А. к Управлению Судебного департамента
в Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения
комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям
от "дата", возложении обязанности включить периоды работы
с 22 декабря 2004 года по 3 августа 2005 года в должности "... " Управления Федеральной службы судебных
приставов по Чувашской Республике - Чувашии и с 4 августа 2005 года
по 6 июля 2008 года в должности "... " Управления Федеральной службы судебных
приставов по Чувашской Республике - Чувашии в стаж работы в качестве
судьи и назначить надбавку к ежемесячному денежному вознаграждению в
размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое
могло быть начислено при выходе в отставку, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Соснина А.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кириллова С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Судебного
департамента в Чувашской Республике - Чувашии, в котором просила
признать незаконным решение комиссии по назначению ежемесячного
пожизненного содержания судьям Управления Судебного департамента в
Чувашской Республике - Чувашии от "дата", возложить на
ответчика обязанность включить периоды ее работы с 22 декабря 2004 года
по 3 августа 2005 года в должности "... "Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской
Республике - Чувашии, с 4 августа 2005 года по 6 июля 2008 года в
должности "... " Управления Федеральной службы судебных приставов по
Чувашской Республике - Чувашии в стаж работы в качестве судьи и
назначить ей ежемесячную надбавку к ежемесячному денежному
вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного
содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в отставку. В
обоснование иска указала, что "дата" она обратилась в комиссию
по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям при
Управлении Судебного департамента в Чувашской Республике - Чувашии
(далее - комиссия) с заявлением о назначении ей ежемесячной надбавки к
ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов
ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ей начислено
при выходе в отставку. Решением комиссии от "дата" ей отказано
в удовлетворении указанного заявления ввиду отсутствия у нее
необходимого стажа работы в качестве судьи. Из названного стажа
комиссией исключены вышеуказанные периоды ее работы в Управлении
Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике -
Чувашии. Полагает данное решение комиссии незаконным, поскольку ее
работа в спорные периоды фактически относится к работе в органах
юстиции, следовательно, данные периоды подлежат включению в стаж ее
работы в качестве судьи.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кириллова С.А. оспаривает решение суда,
настаивая на наличии оснований для удовлетворения ее иска. В жалобе
приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Судебного
департамента в Чувашской Республике - Чувашии приводит доводы в
поддержку решения суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы
отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений,
заслушав объяснения представителя Управления Судебного департамента в
Чувашской Республике - Чувашии Арзамасовой Т.В, просившей решение
суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом
оснований для отмены решения не находит.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня
1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"
пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи
не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях
или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января
1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и
работников аппаратов судов Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 6-ФЗ) судьям Российской Федерации, имеющим право на получение
ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но
продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к
ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов
ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено
при выходе в отставку.
Статьей 7 Федерального закона N 6-ФЗ в редакции Федерального
закона от 22 октября 2014 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 7
Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты
судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" установлено,
что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа,
дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время
предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения
которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве
прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи
составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного
прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным
подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26
июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
При этом частью 3 статьи 2 Федерального закона от 22 октября 2014
года N 309-ФЗ предусмотрено, что на судей, назначенных (избранных) на
должность судьи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
и замещающих указанную должность на день вступления в силу настоящего
Федерального закона, в соответствии с их выбором распространяются
положения статьи 7 Федерального закона N 6-ФЗ (в редакции настоящего
Федерального закона) или положения статьи 7 Федерального закона N 6-ФЗ
в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года.
Статьей 7 Федерального закона N 6-ФЗ в редакции, действовавшей на
3 июля 2002 года, предусматривалось, что в стаж работы в качестве судьи
Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и
получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и
органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо
высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора,
следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не
менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения
полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9
пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации".
Пунктом 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты
ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей
юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям,
ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе
пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи,
находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда
Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации от 10 августа 2015 года N 669 кд/234 (далее -
Инструкция), предусмотрено, что для судей, назначенных (избранных) на
должность до 22 октября 2014 года, в стаж работы в должности (качестве)
судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного
пожизненного содержания включается, в частности, время работы в органах
юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации,
министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации,
управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых
необходимо высшее юридическое образование.
Из дела видно, что Кириллова С.А. "дата" зачислена на
должность мирового судьи "... " на трехлетний срок полномочий в связи с ее
назначением на указанную должность "дата".
"дата" Кириллова С.А. назначена мировым судьей "... " на восьмилетний
срок полномочий.
Указом Президента Российской Федерации "N" от "дата"
года Кириллова С.А. назначена судьей "... ". В этой должности Кириллова С.А. продолжает
работать по настоящее время.
Из трудовой книжки Кирилловой С.А. следует, что на начало спорного
периода (22 декабря 2004 года) она проходила службу в должности "... "Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской
Республике, 22 декабря 2004 года Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Чувашской Республике было реорганизовано в
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской
Республике - Чувашии, в связи с чем 31 декабря 2004 года Кириллова С.А.
была освобождена от ранее занимаемой должности и с 1 января 2005 года
принята на должность главного специалиста отдела организации дознания и
административной практики Управления Федеральной службы судебных
приставов по Чувашской Республике ? Чувашии. С 4 августа 2005 года
Кириллова С.А. переведена на должность "... " Управления Федеральной службы
судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии, в которой
проходила службу по 6 июля 2008 года.
"дата" Кириллова С.А. обратилась в комиссию с
заявлением о назначении ей ежемесячной надбавки к ежемесячному
денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного
пожизненного содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в
отставку.
Решением комиссии от "дата" Кирилловой С.А.
отказано в удовлетворении указанного заявления ввиду отсутствия у нее
необходимого стажа работы в качестве судьи. В бесспорном порядке
комиссией за истцом признано наличие стажа работы в качестве судьи по
состоянию на "дата" продолжительностью 15 лет 5 месяцев 12
дней. В указанный стаж Кирилловой С.А. не включен период ее работы с 22
декабря 2004 года по 6 июля 2008 года.
Кириллова С.А. не согласилась с указанным решением комиссии и
обжаловала его в комиссию Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации по рассмотрению возникших спорных ситуаций при
назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного
денежного содержания судьям.
Решением комиссии Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации по рассмотрению возникших спорных ситуаций при
назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного
денежного содержания судьям от "дата" указанное решение
комиссии оставлено в силе.
"дата" Кириллова С.А. вновь обратилась в комиссию с
заявлением о назначении ей ежемесячной надбавки к ежемесячному
денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного
пожизненного содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в
отставку.
Решением комиссии от "дата" в удовлетворении указанного
заявления Кирилловой С.А. отказано по основанию отсутствия необходимого
стажа работы в качестве судьи. В бесспорном порядке комиссией за истцом
признано наличие стажа работы в качестве судьи по состоянию на 31 мая
2017 года продолжительностью 18 лет 4 месяца 17 дней. В указанный стаж
комиссией не включены спорные периоды ее работы в Управлении
Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике -
Чувашии.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о
правомерности оспариваемого решения комиссии от "дата" и
отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить
спорные периоды работы истца в стаж ее работы в качестве судьи и
назначить ежемесячную надбавку к ежемесячному денежному
вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного
содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в отставку. При
этом суд исходил из того, что осуществляемая Кирилловой С.А. в спорные
периоды работа не может быть отнесена к работе, которая в силу
вышеприведенных норм права подлежит включению в стаж ее работы в
качестве судьи. Суд признал необоснованной позицию истца о возможности
отнесения ее работы в спорные периоды к работе в органах юстиции.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда
первой инстанции.
Служба судебных приставов входила в систему органов Министерства
юстиции Российской Федерации на основании статьи 5 Федерального закона
от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в редакции от 7
ноября 2000 года.
Указом Президента Российской Федерации N 314 от 9 марта 2004 года
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
образована Федеральная служба судебных приставов с передачей ей функций
Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения
решений судов и других органов, установленного порядка деятельности
судов (пункт 13 Указа). Пунктом 26 этого же Указа Президента Российской
Федерации установлено, что его положения в отношении Федеральной
службы судебных приставов вступают в силу после вступления в силу
соответствующих федеральных законов.
Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию
государственного управления" пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 21
июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" изложен в новой
редакции, предусматривающей, что Положение о Федеральной службе
судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются
Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года
N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" утверждено
Положение о Федеральной службе судебных приставов (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения (в редакции от 13 октября 2004 года) было
предусмотрено, что Федеральная служба судебных приставов является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению
судебных актов и актов других органов.
22 ноября 2004 года Министерством юстиции Российской Федерации
издан приказ N 1465-к "О реорганизации территориальных органов
Министерства юстиции Российской Федерации", в соответствии с которым
произведена реорганизация главных управлений (управлений, отделов)
Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам)
Российской Федерации в форме разделения на территориальные органы
Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных
приставов с передачей ранее установленной численности работников.
22 декабря 2004 года на основании данного приказа Управление
Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике
было реорганизовано, образовано Управление Федеральной службы
судебных приставов по Чувашской Республике.
С указанного времени Кириллова С.А. проходила службу в
территориальном органе самостоятельного федерального органа
исполнительной власти, структурно не входящего в систему Министерства
юстиции Российской Федерации, то есть проходила службу не в органе
юстиции по смыслу положений статьи 7 Федерального закона N 6-ФЗ и
пункта 3.1 Инструкции. Следовательно, оснований для включения спорных
периодов в стаж работы истца в качестве судьи у комиссии не имелось.
Доводы апелляционной жалобы Кирилловой С.А. сводятся к
повторению позиции, положенной в основу заявленного иска. Данной
позиции судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для
иной ее оценки у судебной коллегии не имеется.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и
процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба
удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской
Республики от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную
жалобу Кирилловой С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи А.А.Ваулин
Н.Г.Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.