Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей: Медведевой И.А. и Попова Г.В,
при секретаре Кулагиной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лавровой И.Ю. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2017 года, по которому постановлено:
отказать Лавровой И.Ю. в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл о признании за Лавровой И.Ю. права на получение права аренды земельного участка, расположенного по адресу: "... " для размещения магазина, признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка от 2 ноября 2017 N "... ", выданного Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лаврова И.Ю. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл (далее - администрация МО "ГО "Город Козьмодемьянск") о признании за ней права на получение права аренды земельного участка, расположенного по адресу: "... " общей площадью 52 кв. м, для размещения магазина, признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка от 2 ноября 2017 года N "... ", выданного Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск". В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства. 20 ноября 2015 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" отказал Лавровой И.Ю. в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, мотивируя тем, что не указана цель использования земельного участка, схема расположения земельного участка не соответствуют её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований ст. 11.9 ЗК РФ. Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 10 марта 2016 года отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка признан незаконным, на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лавровой И.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
26 апреля 2016 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск", сославшись на ответ отдела архитектуры о том, что испрашиваемый земельный участок расположен за красной линией "... " и имеет категорию "Земли общего пользования", отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 10 июня 2016 года данный отказ признан незаконным, на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лавровой И.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка. 5 октября 2017 года Лаврова И.Ю. вновь обратилась в администрацию МО "ГО "Город Козьмодемьянск" о предварительном согласовании предоставления земельного участка. 2 ноября 2017 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" незаконно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на п.п. 12, 16 ст. 11.10, ст. 11.9 ЗК РФ. Между тем, Лавровой И.Ю. принадлежит на праве собственности нежилое здание (магазин), общей площадью 31,1 кв.м, по вышеуказанному адресу.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Лаврова И.Ю. просит решение отменить, как постановленное судом с неправильным применением норм материального и процессуального права, при недоказанности установленных обстоятельств и их неправильном определении. В жалобе подробно излагаются обстоятельства административного дела, приводится позиция, избранная заявителем апелляционной жалобы при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда, положенными в основу решения, в частности, указывается, что Лаврова И.Ю. имеет приоритетное право на приобретение земельного участка в аренду, судом не приняты во внимание обстоятельства, установленные ранее судебными решениями.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы лица, участвующие в административном деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов административного дела, Лаврова И.Ю. является собственником нежилого здания площадью 31,1 кв. м, расположенного по адресу: "... "
В целях приобретения в аренду земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости, 5 октября 2017 года Лаврова И.Ю. через представителя Ш. Ю.В. подала мэру г. Козьмодемьянска заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, приложив, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 2 ноября 2017 года N "... " Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка и сообщил, что схема расположения испрашиваемого земельного участка не может быть утверждена, поскольку она разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ; схема расположения земельного участка не соответствует её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ (л.д. 8).
Отказывая Лавровой И.Ю. в удовлетворении административного иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации, не могут быть выделены из земель общего пользования и предоставлены в пользование конкретным лицам.
При этом не было принято во внимание следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Статьей 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды без проведения торгов заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности и (или) с лицами, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Как было отмечено выше, Лаврова И.Ю. является собственником нежилого здания, общей площадью 31,1 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. "... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 августа 2014 года "... "
Следовательно, Лаврова И.Ю. имеет исключительное право на предоставление в аренду земельного участка, расположенного под данным объектом недвижимости и необходимого для эксплуатации и обслуживания нежилого здания.
По смыслу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведен в п. 8
ст. 39.15 ЗК РФ. Одним из таких оснований указано: если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса (пп. 1 п. 8).
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В письме от 2 ноября 2017 года N "... " указано на пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам), как на основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Как следует из пояснений представителя администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" М. А.В, данных в судебном заседании от 21 декабря 2017 года, спорный земельный участок расположен на землях общего пользования, за красной линией, за которой недопустимо строительство объектов недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем, как было указано выше, исключительное право на приобретение земельных участков в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Испрашиваемый Лавровой И.Ю. земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в обороте, доказательств обратного суду не представлено.
В рассматриваемой ситуации само по себе нахождение спорного земельного участка на территории земель общего пользования основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду не является.
Исходя из положений п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
На испрашиваемом Лавровой И.Ю. земельном участке расположено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание. В связи с этим данный земельный участок не может использоваться неограниченным кругом лиц как территория общего пользования.
На момент утверждения Правил землепользования и застройки МО "ГО "Город Козьмодемьянск" (2008 год) нежилое здание по адресу: "... " было построено и введено в эксплуатацию (л.д. 12-17).
Федеральным законодательством в исключение из общего правила, установленного п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, не предусмотрен запрет на предоставление и использование на условиях договора аренды земельного участка, находящегося под принадлежащим арендатору на праве собственности объектом недвижимого имущества, и в случае нахождения этого земельного участка на землях общего пользования.
Такое исключение, например, предусмотрено применительно к запрету отчуждения земельных участков в составе земель общего пользования в порядке приватизации (абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Отказ органа местного самоуправления в оформлении права аренды Лавровой И.Ю. на земельный участок под объектом недвижимости, находящимся в её собственности, является основанием для не внесения платы за фактическое использование земельного участка, лишает бюджет соответствующих поступлений.
Таким образом, решение муниципального органа об отказе в предварительном согласовании земельного участка от 2 ноября 2017 N "... ", оформленное письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск", не соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам, является незаконным.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела нормы материального права, подлежащие применению, не применены, что повлекло вынесение незаконного и необоснованного решения.
Ссылка в решении на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении Президиума данного суда от 12 апреля 2011 года N 15248/10, является ошибочной ввиду иных обстоятельств дела.
Судебная коллегия с учетом установленных обстоятельств отменяет решение суда первой инстанции в данной части и выносит новое решение об удовлетворении административного иска Лавровой И.Ю. в части требования о признании незаконным отказа Комитета муниципального имущества администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" от 2 ноября 2017 года N "... " в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
В качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) судебная коллегия обязывает администрацию МО "ГО "Город Козьмодемьянск" в месячный срок со дня вынесения настоящего апелляционного определения с учетом вышеизложенного повторно рассмотреть заявление Лавровой И.Ю. от 5 октября 2017 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: "... " для размещения магазина, и о результатах рассмотрения сообщить Лавровой И.Ю. и Горномарийскому районному суду Республики Марий Эл.
В отношении требования Лавровой И.Ю. о признании права на получение права аренды земельного участка, расположенного по адресу: "... " общей площадью 52 кв. м, для размещения магазина, в удовлетворении которого судом первой инстанции также отказано, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 8 ст. 39.8 ЗК РФ предусмотрены различные сроки заключения договоров аренды в зависимости от целей предоставления земельного участка.
Главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) предусмотрены права и обязанности арендодателя и арендатора, форма договора аренды, его существенные условия.
Признание за Лавровой И.Ю. права на получение в пользование земельного участка на условиях договора аренды повлечет обязанность администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" данное право обеспечить, то есть заключить с Лавровой И.Ю. договор аренды.
Между тем, вышеуказанное административное исковое требование является неопределенным, не содержит существенных условий договора аренды, что не позволит исполнить решение суда в случае удовлетворения административного иска в данной части.
Кроме того, порядок предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предполагает совершение заинтересованными лицами определенных юридически значимых действий после принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно: обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
Только после совершения вышеуказанных действий договор аренды земельного участка может быть заключен.
При таких обстоятельствах административный иск Лавровой И.Ю. в части административного искового требования о признании права на получение права аренды земельного участка, расположенного по адресу: "... " общей площадью 52 кв. м, для размещения магазина, не подлежит удовлетворению.
В связи с этим оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2017 года в части отказа в удовлетворении административного иска Лавровой И.Ю. о признании незаконным отказа Комитета муниципального имущества администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск" от 2 ноября 2017 года N "... " в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: "... ", для размещения магазина, отменить.
Вынести в данной части новое решение, которым признать незаконным отказ Комитета муниципального имущества администрации МО "ГО "Город Козьмодемьянск", выраженный в письме от 2 ноября 2017 года N "... ", в предварительном согласовании предоставления в аренду Лавровой И.Ю. земельного участка по адресу: "... " для размещения магазина.
Обязать администрацию МО "ГО "Город Козьмодемьянск" в месячный срок со дня вынесения настоящего апелляционного определения повторно и с учетом вышеизложенного рассмотреть заявление Лавровой И.Ю. от 5 октября 2017 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: "... " для размещения магазина, и о результатах рассмотрения сообщить Лавровой И.Ю. и Горномарийскому районному суду Республики Марий Эл.
В остальной части решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лавровой И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи И.А. Медведева
Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.