Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Брянского В.Ю, Болотовой Л.А,
при секретаре Мазикиной А.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Смеловой Татьяны Афанасьевны на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 05 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Смеловой Т.А. к комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смелова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
В обоснование административного иска административный истец указал, что является долевым собственником квартиры N 25, расположенной по адресу:... Указанный многоквартирный дом находится под управлением ТСЖ "Сатурн-24", членом которого Смелова Т.А. не является.
11 апреля 2017 года Смелова Т.А. направила заявление в комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ в многоквартирном доме по адресу: город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, 24/1.
Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя письмом N 05/1-08/05-955 от 08 июня 2017 года уведомил административного истца о том, что незаключение договора с собственником помещения, не являющегося членом ТСЖ, на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечение коммунальными услугами, не является основанием для проведения конкурса по выбору управляющей компании для управления данным многоквартирным домом.
Однако, решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 06 апреля 2017 года по гражданскому делу N 2а-2040/17, вступившим в законную силу, установлено отсутствие договора управления многоквартирным домом.
Смелова Т.А. считает, что своим бездействием комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя не принял мер, предусмотренных пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ, нарушил права и свободы административного истца и права всех остальных жителей дома на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Административный истец с учетом уточнения требований просил суд: признать незаконным бездействие комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, выразившееся в неисполнении обязанности, возложенной на административного ответчика пунктом 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и отказе в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в многоквартирном доме N 24/1 по улице... при нереализованном способе управления и нарушающим права истца на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, указанные в части 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ;
возложить на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обязанность по принятию мер к исполнению действий, предусмотренных пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ, по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", в многоквартирном доме N 24/1 по улице... при нереализованном способе управления многоквартирным домом;
взыскать с комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя в пользу Смеловой Т.А. уплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 05 декабря 2017 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Смелова Т.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Считает решение незаконным, необоснованным в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает, что ТСЖ "Сатурн-24" не осуществляет управление многоквартирным домом, договор управления, на основании которого ТСЖ представляет отчет собственникам в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N416, отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения. Указывает, что собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании принято решение о создании ТСЖ "Сатурн-24", выбран способ управления многоквартирным домом, предусмотренный пунктом 2 частью 2 статьи 161 ЖК РФ. ТСЖ "Сатурн-24" зарегистрировано в установленном порядке, протокол общего собрания о выборе способа управления не оспорен и не признан недействительным. Поскольку ТСЖ "Сатурн-24" правомерно реализует свою деятельность в процессе исполнения функции по управлению многоквартирным домом, у комитета отсутствуют основания проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирном доме N 24/1 по улице...
Представители комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, ТСЖ "Сатурн-24" в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав Смелову Т.А, поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ указано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из части 1 статьи 45 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 3 статьи 45 ЖК РФ указано, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Из части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 143 Жилищного кодекса РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Согласно части 1 статьи 143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Из части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Смеловой Т.А. принадлежит на праве общей долевой собственности (2/3 доли в праве) квартира N 25, расположенная по адресу:.., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права... от 05 июля 2000 года, запись регистрации N...
20 июля 2014 года состоялось общее собрание в форме совместного присутствия собственников помещений в многоквартирном доме N 24/1 по улице.., факт проведения которого оформлен протоколом.
По результатам рассмотрения одного из вопросов повестки общего собрания принято решение об изменении способа управления многоквартирного дома с управляющей компании на товарищество собственников жилья, о создании ТСЖ "Сатурн-24" и об утверждения его наименования.
Решение о выборе способа управления, а именно о создании ТСЖ "Сатурн-24", фактически реализовано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 20 августа 2014 года, о постановке на налоговый учет от 20 августа 2014 года, сведениями из ЕГРЮЛ, а также договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями.
Протоколом N 1-2016 общего собрания членов ТСЖ "Сатурн- 24" по адресу:.., в форме заочного голосования от 04 октября 2016 года утвержден измененный договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома с собственниками жилья, не являющимися членами ТСЖ.
26 ноября 2016 года в адрес Смеловой Т.А, не являющейся членом ТСЖ "Сатурн-24", направлен пакет документов с приложением, в частности, договора с собственником помещения, не являющегося членом ТСЖ, на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечение коммунальными услугами от 22 ноября 2016 года. Указанные документы получены Смеловой Т.А. 26 декабря 2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении. Ответа на поступивший запрос ТСЖ "Сатурн-24" со стороны Смеловой Т.А. в виде подписанного договора не последовало.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Во исполнение части 4 статьи 161 ЖК РФ приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 75.
Пунктом 3 Правил установлено, что конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
Из указанного положения закона следует, что на орган местного самоуправления не возложена обязанность по проверке управляющей организации в части невыполнения ею обязательств согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по заявлению собственника помещения, не являющегося членом ТСЖ.
11 апреля 2017 года Смелова Т.А. обратилась в комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя с заявлением о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ в многоквартирном доме по адресу: город.., в связи с нереализованным способом управления.
В ответ на поступившее заявление комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя письмом N 05/1-08/05-955 от 08 июня 2017 года уведомил Смелову Т.А. о том, что незаключение договора с собственником помещения, не являющегося членом ТСЖ, на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечение коммунальными услугами, не является основанием для проведения конкурса по выбору управляющей компании для управления данным многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, в действиях комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя не усматривается нарушений прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 05 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.