Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Брянского В.Ю, Болотовой Л.А,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю на решение Ставропольского краевого суда от 19 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю об оспаривании решения комиссии.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 22 июня 2017 года N 1920, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:030401:358;... ;..,... ;.., в размере рыночной стоимости, установленной согласно отчету об оценке; восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... в размере 7 965571, 92 рубль, с кадастровым номером... в размере 5 694 452 рубля, с кадастровым номером... в размере 11 154823, 66 рубля, с кадастровым номером... в размере 4 327858, 08 рублей, с кадастровым номером... в размере 25 833028, 68 рублей по состоянию на 01 января 2015 года; указании, что восстановленная кадастровая стоимость в отношении земельных участков применяется для целей, установленных действующим законодательством Российской Федерации с 19 декабря 2015 года.
В обоснование административного иска административный истец указал, что не согласен с решением административного ответчика об изменении кадастровой стоимости земельного участка. Полагает отчет, на основании которого принято решение об изменении кадастровой стоимости, не соответствующим требования Федерального закона "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки. Не согласен с выбором объектов-аналогов, примененными корректировками, отсутствием иного подхода к оценке, кроме сравнительного метода. Указывает, что отчет является неприемлемым для целей изменения установленной кадастровой стоимости, а решение комиссии - незаконным и подлежащим отмене.
Решением Ставропольского краевого суда от 19 декабря 2017 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю о результатах определения кадастровой стоимости от 26 июля 2017 года N 1902 в части определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,..,... в размере рыночной стоимости, установленной в соответствии с отчетом об оценке;
восстановлены в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2015 года, в отношении земельных участков: с кадастровым номером... в размере 7 965 571 рубль; с кадастровым номером... в размере 5 694 452 рубля; с кадастровым номером... в размере 11 156823, 66 рублей; с кадастровым номером... в размере 4 327858, 08 рублей; с кадастровым номером... в размере 25 833028, 68 рублей;
восстановленная кадастровая стоимость в отношении земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,..,... применяется для целей, установленных действующим законодательством, с 19 декабря 2015 года;
с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "ТАИС" взысканы судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу решением, представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю Ситникова В.Г. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает решение незаконным, необоснованным в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
Полагает, что административным ответчиком в силу требований процессуального закона исполнена в полном объеме обязанность по доказыванию обстоятельств, перечисленных в пункте 3, 4 части 9 статьи 226 КАС РФ.
Административным истцом в силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ не представлены доказательства наличия обстоятельств, перечисленных в пункте 1, 2 части 9 указанной статьи, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов поскольку, само по себе установление рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, не является основанием для признания решения комиссии незаконным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю Ситникову В.Г, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ООО "ФАСТ" Сидорову Е.Т, полагавшую решение незаконным и необоснованным, представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Подсвирову Е.А, просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения суда не находит по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра.
В Ставропольском крае на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 года N П/485 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю в составе 4 человек. Принятыми впоследствии приказами Росреестра в состав комиссии были внесены изменения, численный состав остался прежним.
В соответствии с пунктом 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.
Аналогичный перечень документов предусмотрен абзацами 18-25 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно пункту 16 Порядка секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии, а также в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В соответствии с пунктами 10, 12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.
Пунктом 20 Порядка определено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В силу абзаца тридцать шестого статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельные участки с кадастровыми номерами..,..,..,..,... находятся в муниципальной собственности города Ставрополя и предоставлены заинтересованному лицу по настоящему административному делу ООО "ФАСТ".
Земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу:.., имеет вид разрешенного использования - под нежилыми зданиями, предоставлен в аренду ООО "ФАСТ" по договору N... от 21 апреля 2015 года, со сроком действия до 22 апреля 2064 года.
Земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу:.., имеет вид разрешенного использования - под производственной базой, предоставлен в аренду ООО "ФАСТ" по договору N... от 14 мая 2013 года, со сроком действия до 19 февраля 2023 года.
Земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу:.., имеет вид разрешенного использования - под складскими помещениями, предоставлен в аренду ООО "ФАСТ" по договору N... от 07 февраля 2014 года, со сроком действия до 18 декабря 2023 года.
Земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу:.., имеет вид разрешенного использования - под складскими помещениями (литеры "Г-Г1", "Е"), предоставлен в аренду ООО "ФАСТ" по договору N... от 24. мая 2010 года, со сроком действия до 05 апреля 2020 года.
Земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу:.., имеет вид разрешенного использования - под объектами складского назначения, предоставлен в аренду ООО "ФАСТ" по договору N... от 03 декабря 2012 года, со сроком действия до 02 декабря 2022 года.
Согласно условиям пункта 3.1 договоров аренды, расчет арендной платы за пользование вышеназванного земельного участка производится в соответствии с действующим законодательством.
Сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков установлены Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 по состоянию на 01 января 2015 года, и составляют в отношении земельного участка: с кадастровым номером... - 7 965 571 рубль; с кадастровым номером... - 5 694 452 рубля; с кадастровым номером... - 11 156823, 66 рублей; с кадастровым номером... - 4 327858, 08 рублей; с кадастровым номером... - 25 833028, 68 рублей.
Заинтересованным лицом ООО "ФАСТ" при обращению в комиссию предоставлен полный пакет документов, установленный действующим законодательством.
При рассмотрении заявления ООО "ФАСТ" принимали участие два члена комиссии - председатель Коротина С.Г. (начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Ставропольскому краю), заместитель председателя Григорьева Н.В. (начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ "ФКП Росреестра").
Заседание комиссии являлось правомочным, поскольку на ее заседании присутствовала половина членов.
Из листа голосования членов комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости следует, что все присутствующие члены комиссии проголосовали "за". Оспариваемое решение принято большинством голосов.
Принимая оспариваемое решение, комиссия установила, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям законодательства, а именно положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и установленным стандартам оценки. В связи с чем, комиссия пришла к выводу об удовлетворении заявленных требований и изменении кадастровой стоимости, определенной Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края по состоянию на 01 января 2015 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,..,...
В целях проверки доводов административного истца, приведенных в обоснование заявленного иска, по делу проведена судебная экспертиза.
Согласно выводам эксперта ООО "Таис", содержащимся в заключении N 145/2017-Э от 04 декабря 2017 года, в представленном отчете имеются многочисленные нарушения требований федеральных стандартов оценки и закона об оценочной деятельности, влияющие на полученный результат рыночной стоимости оцениваемого объекта. В частности, эксперт пришел к выводу о том, что отчет об оценке рыночной стоимости не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 22 ФСО N 7, пункту 5 ФСО N 3, статье 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заключение эксперта является достаточным и надлежащим доказательством, позволяющим сделать однозначный вывод по предмету административных требований.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта, доводы административного иска, административными ответчиками не представлено.
Снижение размера кадастровой стоимости непосредственно приведет к потерям бюджета муниципального образования города Ставрополя, что подтверждает наличие нарушения прав административного истца.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.