Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А,
с участием представителя административного истца Холдуянова Г.П. - Олейниковой Н.В, действующей в суде по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Холдуянова Георгия Павловича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Административный истец Холдуянов Г.П. обратился в Ставропольский краевой суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 78212 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная территория, расположенного по адресу : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 33680 000 по состоянию на 1 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником указанного земельного участка.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере - 98135724 рублей 88 копеек, что подтверждается кадастровой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанная в приказе стоимость для объекта недвижимости является завешенной, поскольку его действительная рыночная стоимость составляет 33680 000 рублей, что подтверждается отчетом об оценке N 11077 от 17 ноября 2017 года, выполненным ООО "Южное Региональное юридическое агентство".
Фактически имеет место несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно завышена. Данное обстоятельство нарушает права истца, поскольку приводит к обязанности оплаты налогов в большем размере, чем налоги, рассчитанные из реальной рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебное заседание не явились : административный истец Холдуянов Г.П, представители административных ответчиков - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заинтересованных лиц - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Холдуянова Г.П. - Олейникова Н.В. уточнила заявленные в административном иске требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 43642000 рублей, как установлено в экспертном заключении.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости заявленного в иске земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании выводов судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Объектами налогообложения для юридических лиц в соответствии со статьей 373 Налогового Кодекса Российской Федерации является имущество, признаваемое объектами налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378,2 указанного Кодекса (статья 375 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде или Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 24,18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актов, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из вышеуказанного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Из материалов административного дела следует, что Холдуянову Г.П. на основании договора купли-продажи N 371 от 19 сентября 2014 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 78212 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная территория, расположенный по адресу : "адрес" Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 8 октября 2014 года (том 1 л.д. 20).
Постановлением администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 29 июня 2015 года N 494 земельному участку с кадастровым номером 26:24:040625:237, имеющему местоположение : г "адрес" "адрес" (том 1 л.д. 22-25).
Присвоенный оцениваемому земельному участку почтовый адрес внесен в Единый государственный реестр недвижимости (том 1 л.д. 128-150).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 1 января 2015 года в размере - 98135724 рублей 88 копеек, что подтверждается кадастровой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 21).
Согласно отчета об оценке N 11077 от 17 ноября 2017 года, составленного оценщиком Леоновой А.Р. ООО "Южное Региональное юридическое агентство", рыночная стоимость оцениваемого земельного участка определена в размере - 33680000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года (том 1 л.д. 27-111).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объекта недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков, находящихся в собственности административного истца, на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки доводов административного истца и возражений ответчиков по настоящему административному делу, по ходатайству представителя административного истца определением суда от 11 декабря 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ТАИС" (том 1 л.д. 160-163).
По заключению эксперта N 2/2018-Э от 2 февраля 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 78212 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная территория, расположенного по адресу : "адрес", по состоянию на 01.01.2015 года составляет - 43642 000 рублей (том 2 л.д. 3-80).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 указанной процессуальной нормы).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанных в нем величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N
Из экспертного заключения следует, что при производстве экспертизы экспертом проводилось обследование объекта оценки с выполнением фоторабот, отражающих состояние исследуемого объекта.
Экспертом произведен анализ рынка объекта исследования, социально-экономической ситуации в Ставропольском крае в 2014 году, социальных факторов, влияющих на стоимость объекта исследования, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки - "земли под индустриальную застройку". Экспертом произведен анализ рынка недвижимости, фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков, расчет рыночной стоимости указанного земельного участка в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж. В качестве объектов-аналогов для выбраны 4 объекта, расположенные в городе Минеральные Воды. Все земельные участки под индустриальную застройку как и оцениваемый объект, за единицу сравнения выбран 1 квадратный метр.
При определении рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на уторговывание, дату продажи, на передаваемые права, местоположение, масштабность, наличие инженерных коммуникаций, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом подробно мотивирован в заключении.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; имеют специальное высшее образование.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
С учетом изложенного, а также того, что выводы отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N 11077 от 17 ноября 2017 года опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы, исковые требования подлежат удовлетворению.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы - 43642000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В материалах данного административного дела содержатся ходатайство ООО "ТАИС" о взыскании судебных расходов по оплате в размере "данные изъяты" рублей (том 2 л.д. 2), которые суд считает подлежащими удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении судебной оценочной экспертизы оплата за ее проведение возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений ст. 114, ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 КАС РФ, лежит на административном истце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Холдуянова Георгия Павловича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 78212 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная территория, расположенного по адресу : "адрес", в размере равном его рыночной стоимости - 43642000 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N
Административное исковое заявление Холдуянова Г.П, поступило в суд 21 ноября 2017 года.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка используется для начисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
Взыскать с Холдуянова Георгия Павловича в пользу ООО "ТАИС" стоимость проведенной по делу судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей путем перечисления на банковские реквизиты :
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.
Судья краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.