Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К,
судей Горокаевой Х.А. и Плиевой И.М,
при секретаре Арсельгове Р.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мурзабекова З.А. на решение Магасского районного суда от 5 декабря 2017 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Мурзабекова Зураба Ахметовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными приказа об увольнении и заключения служебной проверки, восстановлении на службе в прежней должности и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М, судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора дорожно - постовой службы группы ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Карабулак. На основании приказа МВД по Республике Ингушетия N 708 л/c от 6 октября 2017 г. он уволен со службы в органах внутренних дел с занимаемой должности на основании п. 9 ч. 3 ст. 82
Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании заключения служебной проверки ИЛС УРЛС Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия от 13 сентября 2017 г. и представления к увольнению. Указывает, что с заключением служебной проверки, а также с материалами служебной проверки он не ознакомлен. Полагая, что работодателем нарушен порядок увольнения, просит признать незаконными приказ МВД по Республике Ингушетия от 6 октября 2017 г. N 708 л/с и заключение служебной проверки ИЛС УРЛС МВД по РИ от 13 сентября 2017 г, восстановить его на службе в органах внутренних дел в должности инспектора дорожно-постовой службы группы ДПС ГИБДД ОМВД России г. Карабулак и взыскать с ответчика в его пользу денежное содержание за время вынужденного прогула.
Решением Магасского районного суда от 5 декабря 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Мурзабеков З.А. ставит вопрос об отмене вынесенного решения, ввиду его незаконности и необоснованности.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Магас Баркинхоев М.Б, указывая, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель МВД по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился о причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав мнение истца Мурзабекова З.А, его представителя Цороева И.В-Г, просивших отменить вынесенное решение и удовлетворить исковые требования, заключение прокурора Кульневой А.В, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мурзабеков З.А. проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора дорожно - постовой службы группы ДПС ГИБДД ОМВД России г. Карабулак.
Приказом МВД по Республике Ингушетия N 708 л/с от 6 октября 2017 г. на основании заключения служебной проверки начальника ИЛС УРЛС МВД по Республике Ингушетия от 13 сентября 2017 г. и представления к увольнению с Мурзабековым З.А. расторгнут контракт, он уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).
Как следует из вышеуказанного заключения служебной проверки, 4 сентября 2017 г, примерно в 16 час. 30 мин, на 472 км + 200 метров ФАД "Кавказ" сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД МВД по КБР остановлен инспектор дорожно-постовой службы группы ДПС ГИБДД ОМВД по г. Карабулак лейтенант полиции Мурзабеков З.А, который управлял автомашиной ВАЗ 217030, ГРЗ Т435ЕК06 без регистрационных знаков, не имея полиса ОСАГО, с установленным лобовым стеклом с пленочным покрытием, не соответствующим требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, при этом отказался пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В момент задержания при себе имел табельное оружие ПМ КТ 4578 - 95 и 8 боеприпасов. Мурзабеков З.А, являясь сотрудником полиции, в чьи должностные обязанности входит обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения, будучи участником дорожного движения, отказался от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, формально создал своими действиями условия для возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении, спровоцировав тем самым конфликт частного и публичного интересов, что не отвечает высоким требованиям, предъявляемым к сотруднику полиции. Поведение Мурзабекова З.А. в сложившейся ситуации не соответствовало критерию безупречности, а потому нанесло урон его авторитету как лица, призванного стоять на страже правопорядка. Таким образом, своими действиями он совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, подтверждается представленными материалами служебной проверки, установленный законом порядок увольнения ответчиком соблюден.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами законодательства, подлежащими применению.
Поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в указанной сфере.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П; определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 03 июля 2014 г. N 1405-О).
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.
Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются в том числе Федеральным законом "О полиции".
Так, согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 49, п. 6 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства РФ, дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 названного Федерального закона.
Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Поскольку служебной проверкой установлен факт нарушения Мурзабековым З.А. служебной дисциплины, ответчик эти действия правомерно признал проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, и основанием для его увольнения по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Как установлено судом, процедура и сроки проведения служебной проверки, установленные ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, и Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 26 марта 2014 г. N 161, ответчиком соблюдены, каких-либо нарушений, влекущих признание заключения служебной проверки незаконной судом не установлено, в связи с чем указанное заключение судом в порядке ст. 67 ГПК РФ принято как достоверное доказательство по делу.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, в том числе объяснений сторон, письменных доказательств, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Федерального закона "О полиции", пришел к правильному выводу о необоснованности исковых требований, поскольку условия для увольнения истца по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ у ответчика имелись, порядок применения к истцу дисциплинарного взыскания, установленный ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, а также положения ст. 52 указанного Закона о порядке проведения служебной проверки, соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения служебной проверки и процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности проверены судом первой инстанции при разрешении спора и обоснованно признаны несостоятельными.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что судебное решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела.
Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований, влекущих отмену судебного решения, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 5 декабря 2017 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Мурзабекова Зураба Ахметовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными приказа об увольнении и заключения служебной проверки, восстановлении на службе в прежней должности и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурзабекова З.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Плиева И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.