Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Аушевой Ф.К,
судей - Дзаитова М.М. и Плиевой И.М,
с участием прокурора Кульневой А.В,
при секретаре Балаеве Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Точиева Али Халитовича к МВД по Республике Ингушетия о взыскании единовременного денежного пособия
по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе МВД по Республике Ингушетия на решение Малгобекского городского суда от 8 ноября 2017 г, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Точиев А.Х. обратился в суд с иском, указывая, что проходил службу в органах внутренних дел с 1985 г. 19 мая 2015 г. он был освидетельствован военно-врачебной комиссией ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" и заключением N 372 установлено, что заболевания "Псориаз распространенный. Регрессирующая стадия. Бляшечная форма. Псориатическая артропатия коленных суставов без нарушения функции. Гастроэзофагельная рефлюксная болезнь, недостаточность кардии и привратника без нарушения функции" получены в период военной службы и он признан "В" - ограничено годным к военной службе в органах внутренних дел. Степень ограничения 4. Не годен в должности оперативного дежурного ДЧ МО МВД России "Малгобекский" по 3 группе предназначения.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N л/с истец уволен со службы из органов внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья). Заключением ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" от ДД.ММ.ГГГГ N причинная связь заболевания "Псориаз распространенный. Регрессирующая стадия. Бляшечная форма. Псориатическая артропатия коленных суставов без нарушения функции" установлена в редакции "Военная травма", а по заболеванию "Гастроэзофагельная рефлюксная болезнь, недостаточность кардии и привратника без нарушения функции" - установлена в формулировке "Получено в период военной службы" (на момент увольнения). По результатам служебной проверки заключением от ДД.ММ.ГГГГ признано, что заболевание с диагнозом "Псориаз распространенный. Регрессирующая стадия. Бляшечная форма. Псориатическая артропия коленных суставов без нарушения функции", признанное заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" от ДД.ММ.ГГГГ N "Военной травмой", находится в причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей. Однако письмом МВД по Республике Ингушетия за подписью врио начальника УРЛС МВД по Республике Ингушетия Мазурова А.Е, ответчик отказал ему в выплате единовременного денежного пособия, ссылаясь на то, что полученное им заболевание не препятствовало дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел в соответствии с категорией годности к военной службе, установленной Заключением ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Считая отказ МВД по Республике Ингушетия незаконным, истец просил взыскать в его пользу с МВД по Республике Ингушетия единовременное денежное пособие с применением коэффициента инфляции, действующего на момент вынесения решения суда.
В судебном заседании истец и его представитель Аушева М.О. поддержали заявленные требования.
Представители ответчика Гороховцев Р.Н. и Шараев М.Г. иск не признали и просили отказать в их удовлетворении.
Решением Малгобекского городского суда заявление удовлетворено.
В апелляционном представлении помощника прокурора г. Малгобек Бекмурзиева И.Т. и апелляционной жалобе представителя ответчика МВД по Республике Ингушетия Гороховцева Р.Н. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
МВД по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, на заседание суда апелляционной инстанции 27 февраля 2018 г. представителя не направило. Вместе с тем в судебных заседаниях 15 и 22 февраля 2018 г. представитель МВД по Республике Ингушетия Гадаборшева Р.А. апелляционную жалобу поддержала и просила решение отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Кульневу А.В, поддержавшую апелляционное представление, истца и его представителя Аушеву М.О, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец в период с 6 сентября 1991 г. по 16 ноября 2016 г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. На момент увольнения занимал должность оперативного дежурного дежурной части ММО МВД России "Малгобекский" и имел специальное (воинское) звание подполковника полиции.
Распоряжением начальника ММО МВД России "Малгобекский" от ДД.ММ.ГГГГ N истец направлен на медицинское освидетельствование на ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия". Заключением комиссия ДД.ММ.ГГГГ N в отношении Точиева А.Х. установлен диагноз, категория годности к службе в органах внутренних дел и причинной связи полученного заболевания в следующей формулировке: "Псориаз распространенный. Регрессирующая стадия. Бляшечная форма. Псориатическая артропия коленных суставов без нарушения функции. Гастроэзофагельная рефлюксная болезнь, недостаточность кардии и привратника без нарушения функции" получены в период военной службы. Истец признан "В" -ограниченно годен к военной службе в органах внутренних дел. Степень ограничения 4. Не годен в должности оперативного дежурного ДЧ МО МВД России "Малгобекский" по 3 группе предназначения.
28 октября 2015 г. истец подал рапорт об его увольнении со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и невозможностью выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N л/с в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подполковник полиции Точиев Али Халитович, оперативный дежурный дежурной части МО МВД России "Малгобекский" уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342.
На основании протокола заседания ВВК МСЧ МВД по Республике Ингушетия вынесено заключение N от ДД.ММ.ГГГГ, которым диагноз "Псориаз распространенный. Регрессирующая стадия. Бляшечная форма. Псориатическая артропия коленных суставов без нарушения функции" признан "Военной травмой" на момент увольнения 17 ноября 2015 г. Истец признан не годным в должности оперативного дежурного ДЧ ММО МВД России "Малгобекский" и ограниченно годным к службе в органах внутренних дел.
Из справки МЭС - 2015 N усматривается, что освидетельствованием медико - социальной экспертизы от 9 марта 2017 г. истцу установлена 2 группа инвалидности, с причиной инвалидности "Военная травма", на срок до 1 апреля 2018 года.
Истец обратился в МВД по Республике Ингушетия с письменным заявлением о проведении служебной проверки по факту заболеваний, полученных им в период службы в органах внутренних дел.
По результатам служебной проверки МВД по Республике Ингушетия вынесено заключение от 9 мая 2017 г, согласно которому полученное истцом заболевание находится в причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей.
Вместе с тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ответчиком отказано в выплате истцу единовременного пособия, поскольку полученное им заболевание не препятствовало дальнейшему прохождению службы в МВД по Республике Ингушетия в соответствии с категорией годности к военной службе, установленной заключением ФКУЗ "Медико-санитарной части МВД России по РИ" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, введенным в действие с 1 марта 2011 г, регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 30 закона N 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную должность в органах внутренних дел осуществляется по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 30 закона N 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
Согласно ч. 10 ст. 30 закона N 342-ФЗ при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 настоящей статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.
В суде первой инстанции установлено, что в качестве основания издания приказа МВД по Республике Ингушетия N л/с указан рапорт истца.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Порядок и условия прохождения службы в полиции урегулированы введённым в действие с 1 марта 2011 г. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
В силу ч. 5 ст. 43 Закона "О полиции" при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года N 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), исходя из пункта 22 которой для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника кадровым подразделением в комиссию представляются: копии материалов и заключение проверки, указанной в пункте 4 настоящей Инструкции; документ, подтверждающий прекращение службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в пункте 14 настоящей Инструкции; в) копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Согласно пункту 12 Инструкции выплаты производятся финансовым подразделением (централизованной бухгалтерией, бухгалтерией) органа (организации, подразделения), в котором сотрудник проходит (проходил) службу (замещал последнюю должность).
Согласно пункту 14 Инструкции выплата единовременного пособия в случае смерти гражданина Российской Федерации, единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника и ежемесячной денежной компенсации производится после прекращения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, истец, получивший повреждение здоровья в связи с осуществлением служебной деятельности и уволенный по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Федеральный закон "О полиции" связывает увольнение по данному основанию исключительно с отсутствием возможности перемещения сотрудника по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел, несоответствием профессиональных качеств сотрудника требованиям, предусмотренным для занятия имеющейся вакантной должности, и другими обстоятельствами. При наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности (с учетом квалификационных требований по каждой из них) должны быть предложены.
Если сотрудник органов внутренних дел отказался от перевода на предложенную вакантную должность, подходящую ему по состоянию здоровья, то, по буквальному смыслу части 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции", он не вправе претендовать на предусмотренное данной нормой единовременное пособие, поскольку возможность дальнейшего прохождения службы для него сохранялась, но, реализуя конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду, он добровольно отказался от ее прохождения. В этом случае сотрудник органов внутренних дел может быть уволен как по пункту 3 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляющему такой отказ в качестве основания для увольнения, так и по пункту 8 части 2 той же статьи, т.е. по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе). Однако и при увольнении по состоянию здоровья решающее значение имеет добровольный отказ сотрудника от продолжения службы.
Постановлением Конституционного Суда РФ N 3-П от 1 марта 2017 были рассмотрены жалобы граждан В.А. Семенова и Н.В. Шмакова о проверке конституционности ч. 5 ст. 43 Федерального закона "О полиции". В пункте 4.2 постановления суд указал, что согласно части 8 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 данной статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника органов внутренних дел.
Следовательно, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 2 данной статьи, и по собственной инициативе, избрав такое основание из двух или более возможных. Однако это обстоятельство само по себе не может оказывать влияния на приобретение права на единовременное пособие, предусмотренное частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции", поскольку - с учетом универсальности конституционного принципа равенства, в силу которого все сотрудники органов внутренних дел, признанные ограниченно годными к прохождению службы, должны быть поставлены в равные условия, и по смыслу действующего правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел - тем из них, кто по собственной инициативе избрал увольнение со службы по состоянию здоровья, и тем, у кого право выбора не возникло, необходимо предоставление одних и тех же гарантий, т.е. и тем и другим должны быть предложены имеющиеся вакантные должности, подходящие им по состоянию здоровья.
Соответственно, для приобретения права на единовременное пособие, предусмотренное частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции", сотрудники органов внутренних дел, признанные ограниченно годными к службе (категория "В"), должны быть уволены со службы по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел либо другими обстоятельствами, свидетельствующими об объективной невозможности перемещения по службе. Это означает, что сотрудники органов внутренних дел, получившие увечье или иное повреждение здоровья, исключающие дальнейшее прохождение службы в силу отсутствия возможности перемещения по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), имеют право на единовременное пособие, предусмотренное частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции".
Из содержания выше указанных нормативно - правовых актов следует, что право истца на получение единовременного пособия возникает в связи с наличием у него обязательных условий, к которым относится не только получение им повреждения здоровья, связанного с исполнением служебных обязанностей, но и невозможность продолжения истцом службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья при отсутствии возможности перемещения по службе.
Приказом МВД России от 30 ноября 2012 N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" был утвержден "Порядок представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", который определяет процедуру представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, увольнением со службы в органах внутренних дел и исключением из реестра сотрудников.
Согласно п. 3 Порядка прекращение или расторжение контракта и увольнение сотрудника со службы в органах внутренних дел производятся по основаниям, предусмотренным статьей 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. При наличии одновременно нескольких оснований для прекращения или расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел, предусмотренных ч. 1, п. 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 ч. 2 и п. 1 и 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника согласно поданному им рапорту.
Как видно из приказа МВД по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N л/с истец уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии перемещения по службе).
Пунктом 11 Порядка установлено, что сотруднику, подлежащему увольнению со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 82 Закона о службе, выдаются направление для прохождения ВВК, а также копия аттестационного листа по последней аттестации. При этом сотруднику разъясняется его право обратиться с рапортом о заключении нового контракта. Сотруднику, подлежащему увольнению со службы в органах внутренних дел по иным основаниям, направление для прохождения ВВК выдается в случае подачи им рапорта. Заключение ВВК учитывается при определении основания увольнения.
В пунктах 12 и 13 Порядка определено, что с сотрудниками, увольняемыми со службы в органах внутренних дел, проводится беседа, в ходе которой им сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций, трудоустройства. Беседа с сотрудником, увольняемым со службы в органах внутренних дел, проводится представителями кадрового подразделения. При необходимости к участию в беседе привлекаются представители правового (юридического), медицинского и финансового подразделений. Результаты беседы отражаются в листе беседы, составляемом в произвольной форме.
В содержании приведенных норм четко регламентирован порядок документального оформления обязанности ответчика по предложению увольняемому сотруднику органов внутренних дел других вакантных должностей.
При увольнении истца ответчик обязан был составить документы, предусмотренные Федеральным законом N 342-ФЗ и приказа МВД России N. При этом предложение других вакантных должностей должно было быть оформлено в письменно составленном документе, а именно в листке беседы, непосредственно подтверждающим факт предоставления истцу вакантных должностей. При этом отказ сотрудника от предложенных должностей оформляется отдельным рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика не представил список вакантных должностей, предложенных истцу при увольнении, и документы, подтверждающие отказ истца от предложенных должностей. При этом он пояснил, что в МВД по Республике Ингушетия не имеется письменных документов, подтверждающих факт предложения истцу других вакантных должностей по 4 группе предназначения, поскольку ему не предлагали и не должны были предлагать другие вакантные должности.
Кроме того, в материалах дела имеется справка МО МВД России "Малгобекский" (л.д.16) о том, что в личном деле Точиева А.Х. отсутствуют сведения о предложении ему вакантных должностей на момент увольнения по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного и исследовав имеющиеся в деле доказательства, коллегия полагает правомерным вывод суда о наличии у истца права на получение единовременного денежного пособия.
Доводы ответчика об отсутствии таковых оснований, так как полученное истцом заболевание не препятствовало дальнейшему прохождению службы в МВД по Республике Ингушетия в соответствии с категорией годности к военной службе, установленной заключением ФКУЗ "Медико-санитарной части МВД России по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016г. N, коллегия считает не состоятельными по указанным выше обстоятельствам.
Применяя нормы законодательства в их совокупности, судебная коллегия считает установленным факт нарушения закона со стороны МВД по Республике Ингушетия, а апелляционные представление прокурора и жалоба не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малгобекского городского суда от 8 ноября 2017 г, которым удовлетворены исковые требования Точиева Али Халитовича к МВД по Республике Ингушетия о взыскании единовременного денежного пособия, оставить без изменения, апелляционные представление и жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.