Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО5,
судей ФИО5 и ФИО5,
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по "адрес", выразившихся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился в Магасский районный суд с административным иском, в котором указывал, что является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики. Территориальным органом миграционной службы Республики Ингушетия ему предоставлен статус вынужденного переселенца, срок действия которого систематически продлевался и в последний раз продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Обратившись в Управление по вопросам миграции МВД по "адрес" с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, он получил отказ в связи с тем, что в 1999 г. ему выплачена компенсация в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. Утрата статуса, по утверждению истца, повлекло за собой исключение его из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные действия органа государственной власти ФИО5 полагает незаконными, поскольку на выплаченную компенсацию в силу ее малозначительности невозможно было строительство или приобретение жилья. Ссылаясь на эти обстоятельства, административный истец просил суд признать действия МВД по "адрес" незаконными, обязать административного ответчика продлить ему срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить его в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в принятии административного иска в части требований о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказано, поскольку эти требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
В возражениях на административное исковое заявление представитель МВД по "адрес" ФИО5 просила отказать в удовлетворении требований истца, ссылаясь на вступившие в силу изменения в Закон РФ "О вынужденных переселенцах", согласно которым получение вынужденным переселенцем денежной компенсации за утраченное жилье является основанием для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании административный истец и его представитель ФИО5 поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФИО5 иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить оспоренный судебный акт и удовлетворить исковые требования ввиду неприменения судом закона, подлежащего применению, и неправильного истолкования закона. Автор жалобы полагает, что спорные правоотношения возникли в 1997 г. с момента наделения его статусом вынужденного переселенца, поэтому при разрешении спора суду следовало применить Закон "О вынужденных переселенцах" в редакции, действовавшей в указанный момент, предоставляющий вынужденным переселенцам право на продление спорного статуса в случае несоответствия выплаченной компенсации стоимости нового жилья.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав объяснения административного истца и его представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФИО5, просившей решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Закон "О вынужденных переселенцах").
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 наделен статусом вынужденного переселенца из Чеченской Республики. Срок действия статуса вынужденного переселенца ему продлен до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О вынужденных переселенцах") статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
По смыслу п. 5 указанной статьи получение вынужденным переселенцем и (или) членами его семьи, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье является одним из оснований для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Письмом МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что в 1999 г. ему выплачена компенсация в размере 134 190 рублей в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
ФИО5 не оспаривается получение указанной компенсации в составе семьи своей матери ФИО5, что подтверждается выпиской из базы данных "Компенсация" УВМ МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, а также усматривается из административного иска и апелляционной жалобы.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий УВМ МВД по "адрес", выразившихся в отказе в продлении административному истцу срока действия статуса вынужденного переселенца.
Довод апелляционной жалобы истца о необоснованности выводов суда первой инстанции о пропуске им срока обращения в УВМ МВД РИ для продления статуса вынужденного переселенца суд апелляционной инстанции находит заслуживающим внимания.
Так, в качестве доказательств соблюдения указанного срока стороной истца представлены копия заявления о продлении срока действия статуса, поданное истцом в УВМ МВД РИ ДД.ММ.ГГГГ, и ответ миграционного органа N от ДД.ММ.ГГГГ, из которого также следует получение данного заявления ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока действия статуса вынужденного переселенца.
Вместе с тем судебная коллегия находит обжалованное судебное постановление соответствующим нормам материального и процессуального права и подлежащим оставлению без изменения, поскольку получение вынужденным переселенцем или членами его семьи, не имеющими статуса вынужденного переселенца, компенсации за утраченное жилье, в силу п. 4 ст. 5 Закона "О вынужденных переселенцах" является самостоятельным основанием для отказа в продлении такого статуса.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО5 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по "адрес" оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.