Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Ибрагимовой А.М., судей Галимовой Р.С. и Сидоренко М.И., при секретаре Эскендеровой З.М., рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ "МФЦ в РД" по доверенности Зайнутдиновой С.М. на решение Карабудахкентского районного суда РД от 12 декабря 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Хасбулатовой А.Х. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу Хасбулатовой А.Х, "дата" г.р, проживающей в "адрес" Республики Дагестан задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2016 года в размере "." рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в федеральный бюджет госпошлину в размере "." рублей.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С, объяснения явившихся в судебное заседание участников процесса, судебная коллегия
Установила:
Хасбулатова А.Х. обратилась в суд с иском к Министерству транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан и ГАУ "МФЦ в РД" о взыскании задолженности по субсидиям в размере 71127,32 руб. и госпошлины. В обоснование иска указала, что она является получателем субсидий на оплату ЖКУ с февраля 2005 года до ноября 2014 года она получала субсидии. С ноября 2014 года, имея на руках справки о начислении субсидий она не может их получить. С октября 2014 года по март 2015 год и с ноября 2015 года по апрель 2016 года начислены субсидии на сумму "." руб. Из письма Министра финансов РД следует, что вся начисленная по субсидиям за 2014- 2015годы сумма в "." млн. руб. полностью перечислена в бюджет района. В соответствии с Законом Республики Дагестан N от 2006г, государственные полномочия по предоставлению и обеспечению граждан субсидиями на оплату ЖКУ отозваны от органов местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата"г. N уполномоченным органом по реализации этих полномочий определено Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, которому переданы и средства на предоставление субсидий на оплату ЖКУ. Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 06.04.2016 г. N 42 ГАУ РД "МФЦ в РД" уполномочена на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением главы MP "Карабудахкентский район" N54 от 26.02.2016г. МКУ "Районный центр субсидий" ликвидирован с 1 марта 2016 года. Принятые документы на оформление субсидий с ноября 2014г. по март 2016г. по описи переданы в ГАУ "МФЦ в РД" по Карабудахкентскому району, который должен осуществить выплату субсидий.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ "МФЦ в РД" по доверенности Зайнутдинова С.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи по Республике Дагестан от 06.04.2016г. N 42 Государственное автономное учреждение Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан" (далее - ГАУ РД "МФЦ в РД") управомочено на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Тем же постановлением Правительства Республики Дагестан признано утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 19 июня 2008 г. N 203 "Об уполномоченных органах исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющих контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В соответствии с ч.1 ст.6 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, а в соответствии с ч.2 той же статьи следует, что действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Учитывая, что факт образования задолженности Республики Дагестан по публичному нормативному обязательству возник с ноября 2010 г, то есть до вступления в силу Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 г. N 3, и отсутствия в Законе нормы устанавливающей его действие до его издания, считают необходимым руководствоваться нормативными правовыми актами, действующими до 08.02.2016 года.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 19 июня 2008 г. N 203
"Об уполномоченных органах исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющих контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" определены уполномоченные органы исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющие контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
1.Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в части контроля, за осуществлением государственных полномочий;
2.Министерство финансов Республики Дагестан - в части финансирования и контроля, за целевым использованием финансовых средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий.
Также, п. 4 того же постановления контроль за исполнением указанного постановления возложен на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
Одновременно с этим Порядком перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в РД, утвержденным постановлением Правительства РД от 26.08.2011г. N 294 "Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан" в редакции от 04.12.2013 г. установлено следующее.
Субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005г. N761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (п. 2 Порядка);
Уполномоченный орган местного самоуправления по предоставлению субсидий ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляет средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования (п. 3 Порядка);
Средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций (п. 6 Порядка);
Для своевременного перечисления средств на предоставление субсидий из республиканского бюджета РД бюджетам муниципальных образований необходимо:
уполномоченным органам - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять поставщикам жилищно-коммунальных услуг сводные электронные реестры получателей субсидий с указанием фамилии, имени и отчества, адреса, номера лицевого счета получателя субсидии;
поставщикам жилищно-коммунальных услуг - до 15 числа месяца, следующего за отчетным, внести в сводные электронные реестры, представленные уполномоченным органом, сведения об объемах услуг, оказанных получателям субсидий, в натуральном и стоимостном выражении, об оплате фактически потребленных услуг получателями субсидий, с указанием получателей субсидий, не оплативших текущие платежи.
В личном деле Хасбулатовой А.Х, переданном из муниципального отдела субсидий, отсутствовали следующие документы:
1. копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором она зарегистрирована по месту постоянного жительства (п.8 пп.а Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г N761)
2. копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (п.8(1) пп.б. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г N761)
Также бланк расчета субсидий не подписан должностным лицом муниципального отдела субсидий.
На основании п.14 Правил Заявитель несет ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Начисление субсидий на оплату ЖКУ признано неправомерным. Судом не было принято во внимание, что данное дело признано неправомерным, в соответствии с п.5 Протокола Правительственной комиссии РД от 07.09.2016г N5/2016
Кроме того, внеочередное взыскание субсидий на оплату ЖКУ в пользу истца в судебном порядке, ущемляет права остальных получателей субсидий, отодвигая их в общей очереди.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
В силу ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с ч. 8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Хасбулатова является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по утверждению которой за ответчиком образовалась неисполненная задолженность по оплате ей субсидий в размере сумму 71127,32 руб, что подтверждается приобщенными к делу справкой-расчетом задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданной филиалом ГАУ РД "МФЦ в РД" (л.д.12-14).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 05 апреля 2016 года N 78 "О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан", осуществление государственной функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложено на Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, в свою очередь, Приказом от 06 апреля 2016 г. N42 ГАУ РД "МФЦ в РД" признало уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении гражданам прав на получение субсидий. Получателем денежных средств из бюджета Российской Федерации является Министерство финансов Республики Дагестан, которое в свою очередь направляет их в Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. ГАУ РД "МФЦ в РД" не может распоряжаться целевыми денежными средствами от своего имени.
Во исполнение Распоряжения Правительства Республики Дагестан от 16 февраля 2016 года N 63-р, созданы межведомственные рабочие группы, которыми осуществлен прием-передача по реестрам личных дел граждан-получателей субсидий. Сотрудники филиалов ГАУ РД "МФЦ в РД" при приеме личных дел получателей субсидий от муниципальных отделов субсидий проводят проверку комплектности личных дел, а также обоснованности предоставления права на получение субсидий.
Признавая право истца на получение субсидий, предоставленное ч. ч. 3, 8 ст. 159 ЖК РФ, суд первой инстанции принял во внимание положения ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3).
Разрешая дело и взыскивая с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу Хасбулатовой А.Х. задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2016г. в размере 30 760 рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, суд первой инстанции исходил из того, что истица была включена в список получателей субсидий, что подтверждается справками ГАУ "МФЦ в РД" в Карабудахкентском районе, приобщенными к материалам и что основания включения её в этот список не отпали.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота ил иными обычно предъявляемыми требованиям. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Судебная коллегия соглашаясь с выводом суда о праве истца на получение жилищной субсидией, вместе с тем отмечает, что удовлетворение искового заявления истца приведет к нарушению очередности предоставления субсидий, то есть, нарушению прав других, не обратившихся в суд получателей субсидий о взыскании задолженности по платежам, перед которыми обязательство по выплате субсидий также не исполнено.
Поэтому судебная коллегия считает правильным решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Хасбулатовой А, поскольку при разрешении возникшего спора суд при правильном определении характера спорных правоотношений, норм, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельств, имеющих значение для дела, не учел то обстоятельства, что в данном случае спор отсутствует, тогда как в силу требований ст.стю.3 и 4 ГПК РФ судебной защите подлежать только нарушенные или находящиеся под угрозой нарушения права и охраняемые законом интересы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Карабудахкентского районного суда РД от 12 декабря 2017 года отменить, по делу принять новое решение.
В удовлетворении иска Хасбулатовой А.Х. к Министерству транспорта, энергетики, и связи РД о взыскании задолженности на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.