Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.,
при секретаре Хабировой И.И,
с участием Вохисова А.А, - лица, в отношении которого возбуждено административное производство, удовлетворив ходатайство о рассмотрении жалобы с его участием,
Каримова Б.Т. - защитника Вохисова А.А, лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
ФИО3 - должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении,
рассмотрев жалобу защитника Каримова Б.Т. в интересах Вохисова А.А, на постановление судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 января 2018 года, которым:
Вохисов Абдупатто Абдумажидович, дата года рождения, гражданин Республики адрес, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей в доход государства с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении N... от дата инспектора ОИК УВМ МВД по адрес ФИО3 в отношении иностранного гражданина Вохисова А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за то, что в нарушение части 1 статьи 20 Федерального закона N 109 от 18 июля 2006 года " О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" незаконно пребывал на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет, и уклонялся от выезда за пределы Российской Федерации.
Судьей Уфимского районного суда Республики Башкортостан 13 января 2018 года вынесено вышеприведенное постановление о назначении наказания.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан защитник Каримов Б.Т. просит постановление отменить, исключить дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указывая, что судом не учтена законность его пребывания на территории Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав Вохисова А.А, его защитника Каримова Б.Т, поддержавших доводы жалобы, возражения должностного лица ФИО3, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно статьей 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, Вохисов А.А. является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшим на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Миграционная карта является документом, подтверждающим в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 2 статьи 5 названного закона).
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции по адресу: адрес, Аэропорт " ФИО7", дата в 12.00 часов выявлен гражданин Республики адрес Вохисов А.А, прибывший в Российскую Федерацию дата в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования части 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться, так как он сделан без установления всех фактических обстоятельств по делу, имеющих значение для его правильного разрешения.
В соответствии со статьей 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.
Пунктом 2 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 413 "О миграционной карте", установлено, что миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.
Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию (пункт 7 Правил).
Согласно пунктам 8, 10 Правил для регистрации по месту пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин предъявляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, вместе с документами, необходимыми для регистрации, миграционную карту с отметкой о въезде в Российскую Федерацию. На основании представленных документов соответствующий орган исполнительной власти проставляет в миграционной карте отметку о регистрации иностранного гражданина по месту его пребывания.
Согласно данным автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства гражданин Республики адрес Вохисов А.А. прибыл на территорию Российской Федерации дата в порядке, не требующем получения визы. Вохисову А.А. выдана миграционная карта сроком действия с дата по дата.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения дата срок, в течение которого Вохисов А.А. был вправе находиться на территории Российской Федерации, не истек.
Таким образом, поскольку Вохисов А.А. имел основание для законного пребывания на территории Российской Федерации, то вывод суда первой инстанции о том, что заявителем допущено нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, является неправильным, сделанным без учета приведенных выше правовых норм, не основан на фактических обстоятельствах дела. Объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в действиях Вохисова А.А. не усматривается.
Между тем оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении не имеется, поскольку наличие у Вохисова А.А. документа, подтверждающего его право на временное пребывание на территории Российской Федерации, не освобождало его от обязанности соблюдать иные требования миграционного законодательства, а именно - встать на миграционный учет по месту пребывания на новый срок.
Согласно части 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Обязанность иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, встать на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением установленных законом случаев, установлена пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Вохисов А.А. после въезда в Российскую Федерацию состоял на учете по месту пребывания по адресу: адрес, сроком до дата. После указанной даты гражданином Республики адрес Вохисовым А.А. не приняты меры к постановке на миграционный учет.
Таким образом, Вохисов А.А. допустил несоблюдение правил миграционного учета, что подтверждено собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Нарушение правил миграционного учета образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 того же постановления, однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
На основании изложенного и, учитывая, что переквалификация действий Вохисова А.А. с части 1.1 на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ согласуется с требованиями пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункта 20 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, то состоявшийся по данному делу об административном правонарушении судебный акт подлежит изменению путем переквалификации действий Вохисова А.А. с части 1.1 на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Разрешая вопрос об административном наказании, отмечаю следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание характер совершенного Вохисовым А.А. административного правонарушения, его личность, суд второй инстанции полагает необходимым назначить Вохисову А.А. административное наказание по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Порядок и срок давности привлечения Вохисова А.А. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу защитника Вохисова А.А. - Каримова Б.Т. удовлетворить частично.
Постановление судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Вохисова Абдупатто Абдумажидовича изменить, переквалифицировать действия Вохисова Абдупатто Абдумажидовича на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальном постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова
Справка
судья Кузнецов А.В.
дело N...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.