Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д,
судей Габитовой А.М,
Милютина В.Н,
при секретаре Ивановой Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кутлузугина ЕФ на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кутлугузин Е.Ф. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным постановления N 453 от 11 марта 2016 года об исключении истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округ г. Стерлитамак Республики Башкортостан.
Требования мотивированы тем, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Его родители умерли. Согласно постановлению Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 29 ноября 2012 года Кутлугузин Е.Ф. включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, воспитанников ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом г. Стерлитамака согласно приложению. 25 июня 2017 года истец узнал, что исключен из указанного списка. В настоящее время он не имеет на праве собственности жилого помещения. Истец являлся собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры, общей площадью 29,5 кв.м, находящейся по адресу: РБ, г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 2-1, полученной им по наследству после смерти бабушки Кутлугузиной Г.Г. Собственником 1/2 доли квартиры являлась Кутлугузина Л.Н. В квартире проживала племянница Кутлугузиной Л.Н. - Пчельникова О.Ф, которая, действуя по доверенности от Кутлугузиной Л.Н, предложила ему выкупить 1/2 долю, принадлежащую Кутлугузиной Л.Н, на что истец отказался в связи с отсутствием денежных средств. Впоследствии Пчельникова О.Ф. продала долю Кашириной Н.А. Также пришлось поступить ему, так как выдел ? доли квартиры в натуре, вселение невозможно. Ссылаясь на указанные обстоятельства просил признать незаконным постановление N 453 от 11 марта 2016 года главы Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ об исключении Кутлугузина Е.Ф. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округ г. Стерлитамак РБ, обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак РБ включить Кутлугузина Е.Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу г. Стерлитамак РБ, обязать ответчика предоставить Кутлугузину Е.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, взыскать с ответчика в пользу Кутлугузина Е.Ф. представительские расходы в размере 30000 рублей.
Судом вынесено приведенное выше решение, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Кутлугузина ЕФ к Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ о признании незаконным постановление N 453 от 11 марта 2016 года главы Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ об исключении Кутлугузина Егора Фанисовича из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округ г. Стерлитамак РБ, об обязании Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ включить Кутлугузина ЕФ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу г. Стерлитамак РБ, обязании Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ предоставить Кутлугузину ЕФ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключении с ним договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет, взыскании с Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ в пользу Кутлугузина ЕФ судебных расходов, отказать.
В апелляционной жалобе Кутлугузин Е.Ф. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывая, что суд не принял во внимание, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, он не является собственником недвижимого имущества и не перестал нуждаться в жилье.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по следующим основаниям.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статьям 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно пунктам 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: а) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; б) детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ N 2805 от 29 ноября 2012 года Кутлугузин Е.Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно справке N 393 от 30 августа 2013 года директора ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом г. Стерлитамак Музафаровой Э.Н, Кутлугузин Е.Ф. действительно являлся воспитанником указанного учреждения с 23 октября 2009 года по 29 августа 2013 года, и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 15 октября 2015 года Кутлугузин Е.Ф. является наследником имущества Кутлугузиной Г.Г, умершей 19 августа 2003 года, а именно 1/2 доли квартиры, находящейся по адресу: РБ, г.... общей площадью жилого помещения 29,5 кв.м, жилой площадью 17,3 кв.м.
Постановлением N 453 от 11 марта 2016 года Кутлугузин Е.Ф. исключен из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу г. Стерлитамак РБ.
Основанием для принятия данного решения явилось наличие у Кутлугузна Е.Ф. жилой площади в пределах учетной нормы жилья по г. Стерлитамаку.
29 июня 2016 году, между Пчелинцевой О.Ф, действующей от имени Кутлугузиной Л.Н. и Кутлугузина Е.Ф, и Кашириной Н.А. заключен договор купли-продажи, согласно которому Кутлугузины обязуются передать в собственность по 1/2 доле каждый, а Каширина Н.А. обязуется принять в собственность и оплатить квартиру, находящуюся по адресу: РБ,... за счет собственных средств. Продажная цена недвижимости определена в размере... рублей, общая площадь 29,5 кв.м.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом представленных доказательств по делу, в связи с принадлежностью Кутлугузину Е.Ф. 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, обоснованно пришел к выводу о том, что у него не возникло право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, верном применении норм материального права.
Также судом установлено, что согласно решению Совета ГО г. Стерлитамак РБ от 03 октября 2006 года N 10/15 - з учетная норма жилья по г. Стерлитамак составляет 12 кв.м.
Из технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу:... следует, что общая площадь квартиры составляет 29,5 кв.м.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что на долю Кутлугузина Е.Ф. приходится 14,7 кв.м жилого помещения, т.е. не ниже учетной нормы жилья по г. Стерлитамаку РБ, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается, что оспариваемое постановление N 453 от 11 марта 2016 года главы Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ об исключении Кутлугузина Е.Ф. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округ г. Стерлитамак РБ, является обоснованным, и оснований для признания его незаконным не имеется. Следовательно, на Администрацию городского округа г. Стерлитамак РБ не может быть возложена обязанность включить Кутлугузина Е.Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу г. Стерлитамак РБ; обязанность предоставления Кутлугузину Е.Ф. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключения с ним договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Также судебная коллегия соглашается и с тем, что 29 июня 2016 года истец Кутлугузин Е.Ф. распорядился принадлежащей ему 1\2 долей в квартире по ул.., продав свою долю Кашириной Н.А, но данное обстоятельство не может являться основанием для признания незаконным постановления N 453 от 11 марта 2016 года главы Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ об исключении Кутлугузина Е.Ф. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Принимая во внимание, что судом отказано в удовлетворении исковых требований Кутлугузина Е.Ф, то оснований для взыскания судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Кутлугузин Е.Ф, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не является собственником недвижимого имущества и не перестал нуждаться в жилье, также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку Кутлугузин Е.Ф, на момент исключения из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу г. Стерлитамак РБ, являлся собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение,
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда РБ от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кутлузугина Егора Фанисовича - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи А.М. Габитова
В.Н. Милютин
Справка: судья Халитова А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.