... Верховный Суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 12 марта 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В,
при секретаре Искужиной Г.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асыловой Н.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, администрации городского поселения г.Баймак Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Асылова Н.С. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, администрации городского поселения г.Баймак Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: адрес. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере... рублей. Между тем, рыночная стоимость земельного участка согласно отчету об оценке N13070-2 от 07.12.2017, выполненному ООО "... " составляет... рублей. Административный истец, учитывая значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земли размере стоимости земельного участка и его рыночной стоимостью, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере... рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В судебное заседание Асылова Н.С, представитель Асыловой Н.С. - Салихов Ф.Х, представители Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, администрации городского поселения город Баймак Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Получение извещения подтверждается отчётами о прочтении, уведомлениями, реестрами отправки. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22 февраля 2018 года. От Асыловой Н.С. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, просила удовлетворить требования.
Административное исковое заявление и приложенные к нему документы, копия определения суда о принятии дела к производству суда направлены судом 18 декабря 2017 года лицам, участвующим в деле (л.д. 117 т.1).
В письменных возражениях от 16.01.2018 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на несоответствие отчета от N13070-2 от 07.12.2017 требованиям Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочный деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки ФСО N1, ФСО N3, ФСО N7, утвержденным приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 NN256, 255, 254, 611 от 25.09.2014 (л.д.172-175 т.1).
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Исследовав материалы административного дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.65 Земельного кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами.
Как следует из п.1, п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям ст.24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об её утверждении.
По настоящему делу Асылова Н.С. по существу просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налоговых платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права административного истца, как налогоплательщика.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан 17 ноября 2015 года N 482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, по состоянию на 1 января 2015 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс". Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 07.10.2003 (л.д.9-11 т.1).
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Асыловой Н.С, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 декабря 2011 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 ноября 2017 года (л.д.11-12 т.1).
Согласно кадастровой выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере... руб. (л.д.8 т.1).
Административным истцом представлен отчет об оценке N13070-2 от 07.12.2017, подготовленный ООО "... ", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляет... рублей (л.д.18-113 т.1).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18.01.2018 назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО "... " (л.д.251-252 т.1).
Согласно заключению эксперта ООО "... " N13/18 от 19.02.2018 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию 01 января 2015 года составляет... рублей (л.д. 20-145 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "... " N13/18 от 19.02.2018, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 12 марта 2018 года не оспаривалась. Ранее какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии данного заключения эксперта установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приводились, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено. Результаты экспертизы о рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 1 761 770 рублей доведены до сведения лиц, участвующих в деле, 22 февраля 2018 года (л.д.151 т.2).
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "... " N13/18 от 19.02.2018 и отчет об оценке N13070-2 от 07.12.2017, подготовленный ООО "... ", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключение эксперта ООО "... " N13/18 от 19.02.2018, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "... " N13/18 от 19.02.2018, в размере... рублей
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
С учетом положений п.3 ст.66 ЗК Российской Федерации, ст.24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года не влечет её изменения с указанной даты и применяется в соответствии с вышеприведенной ст.24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного, права Асыловой Н.С. - собственника земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа, как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, вытекающие из налоговых отношений, предусматривающих исчисление суммы уплаты налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, требования Асыловой Н.С. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Асыловой Н.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, администрации городского поселения г.Баймак Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный Суд Республики Башкортостан 14.12.2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административного здания, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере... рублей, по состоянию на 01.01.2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.