Заместитель председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу главы администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Денисова Д. В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка по Белебеевскому району Республики Башкортостан от 08 сентября 2017 года и решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 23 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Денисова Д. В.,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка по Белебеевскому району Республики Башкортостан от 08 сентября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 23 октября 2017 года, глава администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Денисов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, Денисов Д.В. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, дата главе администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Денисову Д.В. главным государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Белебеевскому району ФИО2 было выдано предписание об устранении нарушений требований "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", а именно, об установлении дорожных знаков на проезжей части по адрес возле ГДО. Срок исполнения установлен до дата (л.д. 6).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Денисова Д.В. протокола об административном правонарушении N... от дата (л.д. 5) и привлечения его к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка по Белебеевскому району Республики Башкортостан от дата.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 27 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 5 статьи 3 данного Федерального закона дорожные знаки, искусственные неровности (другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения) являются элементом обустройства (частью) автомобильной дороги.
В соответствии с подпунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно статье 7 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 1).
К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных подпунктами 5, 23 части 1 статьи 14 данного Федерального закона (часть 2).
Пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включает в себя такой вопрос местного значения, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в том числе, установка дорожных знаков и искусственных неровностей, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов, а не сельских поселений.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у главы администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан полномочий по установке дорожных знаков. Предписание надзорным органом выдано неуполномоченному лицу. Денисов Д.В. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, и необоснованно привлечен к административной ответственности.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка по Белебеевскому району Республики Башкортостан от 08 сентября 2017 года, решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 23 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Денисова Д.В. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановила:
жалобу главы администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Денисова Д. В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка по Белебеевскому району Республики Башкортостан от 08 сентября 2017 года, решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 23 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Усень-Ивановский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Денисова Д. В. отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.У. Латыпова
Копия верна.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.