Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Яшиной И.В.
судей
Гавриловой Н.В.
Литвиновой И.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 октября 2017 года гражданское дело N2-2913/2017 по апелляционной жалобе администрации Кировского района Санкт-Петербурга на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.2017 по иску прокурора Кировского района Санкт-Петербурга к администрации Кировского района Санкт-Петербурга об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Яшиной И.В, выслушав объяснения процессуального истца - прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Басовой А.Ю, представителя ответчика - Гаврилова А.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Кировского района Санкт-Петербурга, в котором просил обязать в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2017 год устранение несанкционированной свалки на земельном участке по адресу: "адрес", кадастровый номер 78:15:0008016:3001, в течение 90 рабочих дней убрать данную несанкционированную свалку.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории Санкт-Петербурга: установлено, что на территории "адрес", имеется несанкционированная свалка, которая не включена в адресную программу администрации Кировского района Санкт-Петербурга. Выявлено наличие отходов - древесина, пластик, автомобильные шины, бой бетона, строительный мусор. Отходы сброшены на почву, на территории общего пользования. Выявленные нарушения влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2017 года исковые требования прокурора Кировского района Санкт-Петербурга удовлетворены. Указанным решением суда администрация Кировского района Санкт-Петербурга обязана в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки на территории, расположенной по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, полагает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, на территории Кировского района Санкт-Петербурга, в ходе которой по адресу: "адрес", кадастровый номер 78:15:0008016:3001 выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, состоящая из строительных отходов, автомобильных шин, бетонных блоков, случайного мусора.
Согласно Адресной программе по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территориях общего пользования Кировского района Санкт-Петербурга на 2017 года, утвержденной 24.05.2017 заместителем главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга Захаровым В.Б, свалочные массы, расположенные на территории земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый номер 78:15:0008016:3001 включены в данную программу, исполнение которой в полном объеме будет возможно только при условии выделения достаточного бюджетного финансирования на 2017 год.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Согласно указанному Положению, задачами администрации, среди прочего, являются осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Для реализации данных задач администрация наделена полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 3.4.68).
Согласно п. 3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15.02.2001 "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления" на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" в обязанности органов местного самоуправления входит участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у администрации района имеется обязанность по организации уборки вышеуказанной территории с учетом места расположения свалки и характера, находящихся на ней отходов.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнить возложенную судом обязанность в установленный решением срок, в связи с необходимостью корректировки адресной программы в части финансирования не могут быть приняты во внимание, поскольку носят предположительный и неконкретный характер. При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
В целом, доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, полно и правильно установилобстоятельства, имеющие правовое значение, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам, отвечающую требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и постановилзаконное и обоснование решение об удовлетворении требований прокурора, направленных на защиту интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку апелляционная жалоба ответчика правовых оснований в пределах действия ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене или изменению постановленного по делу решения не содержит, она удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.