Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Федоровой Г.А. при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
14 февраля 2018 года
дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 03 октября 2017 года, которым по делу по иску Наумовой Н.П. к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности изменить дату постановки в очередь на получение такой выплаты
п о с т а н о в л е н о:
В удовлетворении исковых требований Наумовой Н.П. к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании права на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании изменить дату постановки в очередь на получение такой выплаты с 01.01.2012 г. отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А, пояснения истца и ее представителя Цой Р.А, представителя ответчика Сафроновой Е.В, судебная коллегия
установила:
Наумова Н.П. обратилась в суд с требованиями к ответчику о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16.01.2003 г, возложении на ответчика обязанности изменить дату постановки на учет на получение указанной выплаты с 20.02.2017 г. на 16.01.2003 г. путем изменения уникального номера в базе данных. В обоснование иска указала на то, что проходила службу в органах внутренних дел с 1994 г. За все время службы не имела собственного жилья. 16.01.2003 г. была поставлена на учет на улучшение жилищных условий. Однако в октябре 2008 г. узнала, что в очереди не состоит. После подачи очередного рапорта решением ЖБК МВД по РС (Я) от 16.09.2009 г. была поставлена в очередь. В дальнейшем решением ЖБК МВД по РС (Я) от 07.02.2015 г. вновь снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. После неоднократного обращения в ЖБК МВД по РС (Я) была поставлена в очередь с 20.02.2017 г. Не согласившись с решением ЖБК МВД по РС (Я) в части срока постановки на учет 09.06.2017 г. обратилась с рапортом к ответчику, которым было разъяснено, что оснований для изменения времени постановки на учет не имеется. С указанным решением не согласна, поскольку, как полагает, незаконно была исключена из списка очередников.
В судебном заседании истец и ее представитель уточнили требования, просили изменить дату постановки на учет на 01.01.2012 г.
Не согласившись с исковыми требованиями, представитель ответчика Лобанова Е.Ю. представила в суд отзыв, которыми просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку правовых оснований для изменения даты принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, истец обратилась в суд с жалобой об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом неправильно применены номы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указала, что право на обеспечение жильем официально подтверждено решениями ЖБК МВД РС (Я) в 2003, 2009 и 2017 гг. На основании п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец имеет преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, так как в настоящее время находится в очередном отпуске с последующим увольнением по п. 8 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в ОВД" по состоянию здоровья с 15.02.2018 г. Кроме того, просила учесть, что стаж в ОВД составляет 23 года 8 мес. За указанный период не имела жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма.
В возражении на апелляционную жалобу представитель МВД по РС (Я) Сафронова Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.07.2017 г. N 272-ФЗ "О полиции" осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 247 от 19 июля 2011 года сотруднику, имеющему стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, предоставляется в случае нуждаемости в жилом помещении единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Приведенный закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 данного закона сотрудник, принятый на учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающегося в жилом помещении, по его желанию может получить социальную выплату.
Закрепив право сотрудника на социальную выплату, законодатель не установилдля него ее получение во внеочередном порядке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации, которым 30 декабря 2011 года утверждены Правила N 1223 предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 5, 11, 15 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, поданного на имя руководителя федерального органа исполнительной власти и формирование очереди осуществляется с учетом даты подачи заявления.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Таким образом, реализация права на получение социальной выплаты поставлена в зависимость от волеизъявления сотрудника и времени подачи заявления, выражающего желание получить такую выплату.
Из материалов дела установлено, что Наумова Н.П. с 22.05.1994 г. по 01.08.2017 г. проходила службу в органах внутренних дел в отделе МВД России по... району.
Приказом N... от 01.08.2017 г. Наумовой Н.П. с 21.08.2017 г. по 15.02.2018 г. предоставлены неиспользованные дни отпуска, дополнительный отпуск с последующим увольнением с 15.02.2018 г. по п. 8 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в ОВД" по состоянию здоровья.
Установлено, что истец была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2005 году.
Из выписки из протокола заседания ЖБК N... от 17.02.2015 г. установлено, что Наумова Н.П. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по п. 1 ст. 31 ЖК РФ - является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения более 12 кв.м. (л.д. 22).
Не согласившись с указным решением, истец направила в адрес председателя ЖБК МВД по РС (Я) претензию об отмене решения (л.д. 23).
При повторном обращении в ЖБК 29 июня 2016 года истцу 01 августа 2016 года направлен ответ об отсутствии правовых оснований для восстановления в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.26-27).
Решением ЖБК от 11.05.2017 г. Наумова Н.П. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей в составе из 1 человека (л.д. 7).
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась к ответчику об изменении даты принятия на учет на более раннюю дату до фактического вступления в силу ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ, то есть с 01.01.2012 г, на что получила официальный отказ (л.д. 8-9).
Отказывая в удовлетворении требований Наумовой Н.П. и руководствуясь вышеуказанными нормами, учитывая то обстоятельство, что решение ЖБК от 17.02.2015 г. истцом в судебном порядке не обжаловано, право на внеочередное получение социальной выплаты действующим законодательством ранее момента подачи заявления не предусмотрено, суд пришел к выводу, что изменить дату постановки на учет на более раннюю не представляется возможным.
С указанным выводом суда судебная коллегия находит основания согласиться по следующим обстоятельствам.
Как было указано выше, решением от 17.02.2015 г. Наумова Н.П. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по п. 1 ст. 31 ЖК РФ - является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения более 12 кв.м.
Установлено, что истец на момент подачи рапорта была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью *** кв.м. по адресу:.., собственником которой является дочь истца Н.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов установлено, что ранее на момент подачи рапорта от 21.11.2002 г. семья Наумовой Н.П. проживала и была зарегистрирована в указанной выше квартире, с составом семьи 3 человека (истец, сын и дочь истца). По данным Департамента жилищных отношений Наумова Н.П. и сын В. в 2005 году отказались в приватизации квартиры в пользу дочери/сестры Н, тем самым ухудшили свои жилищные условия.
В соответствии с п. 9 указанных выше Правил, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе: д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Согласно п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Тем самым, 19 декабря 2008 года комиссией ЖБК было принято решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, оставаясь зарегистрированной в указанном жилом помещении, собственником которой является дочь истца, общая площадь которого составляет *** кв.м, то есть на одного члена семьи зарегистрированного по данному адресу приходится *** кв.м, что выше установленной нормы предоставления площади по договору социального найма жилого помещения в размере 12 кв.м.
В связи с указанными обстоятельствами истец в 2015 году снята с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что указанное решение ЖБК было обжаловано в судебном порядке.
По указанным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о незаконности принятого решения ЖБК.
В связи с тем, что истец не была лишена права постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, на основании рапорта от 20.02.2017 г, решением ЖБК МВД по РС (Я) от 11.05.2017 г. истец вновь принята на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно 31 вышеуказанных Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Довод жалобы о том, что судом не принято во внимание, что истец имеет преимущественное право на предоставление такой выплаты, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц, взыскание указанной выплаты во внеочередном порядке нельзя будет признать законным, очередность напрямую зависит от заявительного порядка использования права на получение указанной выплаты.
Доводы жалобы повторяют основания заявленных требований, не содержат иных доводов, правовых оснований для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку направлены на иное толкование норм материального права, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 03 октября 2017 года по делу по иску Наумовой Н.П. к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности изменить дату постановки в очередь на получение такой выплаты о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: Г.А. Федорова
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.