Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Семеновой Л.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 декабря 2017 года, которым по иску Рубановой-Солдатенковой М.Н. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства,
постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной Администрации города Якутска в предоставлении Рубановой-Солдатенковой М.Н. разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства "Индивидуальный жилой дом", с кадастровым N.., общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу:.., на земельном участке с кадастровым N...
Обязать Окружную администрацию города Якутска в установленном порядке и в установленные сроки повторно рассмотреть заявление Рубановой-Солдатенковой М.Н. о предоставлении разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства "Индивидуальный жилой дом", с кадастровым N.., общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу:.., на земельном участке с кадастровым N... в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения представителя истца - Стромыло В.И, представителя ОА г. Якутска Коба Е.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным административным иском ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка, общей площадью *** кв.м, с кадастровым N.., расположенного по адресу:... На земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ей и ее супругу на праве общей совместной собственности. 8 декабря 2016 года в результате пожара жилой дом был частично разрушен. 11 августа 2017 года истец обратилась в Департамент градостроительства ОА г. Якутска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома. Однако 21.08.2017 административным ответчиком в выдаче разрешения было отказано. Отказ мотивирован тем, что отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории квартала " N... " ГО "город Якутск". По проекту межевания территории указанного квартала предусмотрено размещение подземных и многоэтажных гаражей. Истец просила признать отказ административного ответчика в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома незаконным, обязать его выдать такое разрешение.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик.
ОА г. Якутска в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома был законным и обоснованным, принят в соответствии с Административным регламентом N90п Окружной администрации г. Якутска.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка площадью *** кв.м, с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права, выданное 02 ноября 2009 года. Разрешенный вид использования указанного земельного участка - под индивидуальный жилой дом. Истец и ее супруг Солдатенков Л.В. являются собственниками жилого дома общей площадью *** кв.м, который расположен на указанном земельном участке.
В материалах дела имеется справка дознавателя отдела надзорной деятельности по г. Якутску УНД ГУ МЧС РФ по РС(Я), которой подтверждается факт пожара 08 декабря 2016 года в жилом доме, расположенном по адресу:...
Рубанова-Солдатенкова М.Н. 16.06.2017 обратилась в Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на указанном земельном участке.
16.06.2017 Департаментом градостроительства ОА г. Якутска отказано в выдаче разрешения на строительство магазина со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по тому основанию, что место допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствует по причине несоответствия проекту межевания территории квартала " N... " ГО "город Якутск". По проекту межевания территории указанного квартала предусмотрено размещение подземных и многоэтажных гаражей.
Суд, удовлетворяя требования истца о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, исходил из того, что собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Кроме того, суд первой инстанции указал, что дом истицы был размещен на ее земельном участке в 2005 году, тогда как проект межевания территории квартала " N... " ГО "город Якутск" утвержден распоряжением от 03 октября 2014 года, то есть дом был возведен до изменения территориальной зоны и вида его использования. Данное обстоятельство орган местного самоуправления обязан был учитывать при установлении градостроительного регламента.
Указанные выводы суда являются правильными, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей (часть 2).
Основания, по которым разрешение на строительство индивидуального жилого дома не выдается, приведены в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанной нормой предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Таким образом, по основанию несоответствия представленных документов требованиям проекта межевания территории может быть отказано в случае, если испрашивается разрешение на строительство линейного объекта.
В данном случае истец испрашивала разрешение на реконструкцию жилого дома.
Судом установлено, что истец представил все необходимые и предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ документы для получения разрешения на строительство жилого дома, в том числе градостроительный план земельного участка. Несоответствия представленных документов градостроительному плану земельного участка не было установлено.
Кроме того, суд обоснованно пришел к выводу, что собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Право собственника земельного участка возводить на нем здания, сооружения прямо предусмотрено статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из правоустанавливающего документа, представленного истцом, следует, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, подлежащий реконструкции, находится в ее собственности и вид его разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом. Право собственности на земельный участок с видом использования - под жилой дом истцом зарегистрировано в 2009 году.
Пунктом 3 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
В данном случае орган местного самоуправления не учел вышеприведенные нормы, вследствие чего проектом межевания территории квартала " N... " предусмотрел размещение на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, вид использования которого - под индивидуальный жилой дом, размещение подземных и многоэтажных гаражей.
При указанных обстоятельствах отказ ОА г. Якутска в выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома правомерно признан судом незаконным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 декабря 2017 года по иску Рубановой-Солдатенковой М.Н. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.