И.О. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу представителя Некоммерческого партнерства "Республиканский центр авиации общего назначения "Маганский Аэроклуб" Платонова Л.В. об отмене постановления главного государственного инспектора Министерства охраны природы РС(Я) от 10 ноября 2017г. и решения Якутского городского суда от 12 декабря 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении НП РЦ АОН "Маганский Аэроклуб",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Министерства охраны природы РС(Я) от 10 ноября 2017г, оставленными без изменения решением Якутского городского суда от 12 декабря 2017г, Некоммерческое партнерство "Республиканский центр авиации общего назначения "Маганский Аэроклуб", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
В жалобе представитель Платонов Л.В. просит постановление должностного лица и судебное решение отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Указывает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку посадка воздушного суда на площадку Тиректях была вынужденная в целях спасения жизни пассажиров ввиду высокого уровня воды и фактического затопления пл. Дянушка. Также ссылается на малозначительность деяния, поскольку причинение вреда окружающей среде отсутствует.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Административная ответственность по ст.8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В силу ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям.
В соответствии с п.7 ст.7 Закона РС(Я) от 01.03.2011 910-3 N 713-IV "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" иная деятельность на особо охраняемых природных территориях осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти РС(Я), уполномоченными в области охраны окружающей среды, на основании положений об этих территориях.
Согласно Положению о государственном природном заповеднике РС(Я) "Ундюлюнг", утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 05 декабря 2014г. N437, государственный природный заказник "Ундюлюнг" расположен на территории Жиганского района в целях сохранения гидрологического режима бассейна реки Ундюлюнг, уникального озера Сиэгэмдэ, сохранения и восстановления ценных видов рыб, сохранения среды их обитания и поддержания общего экологического баланса (раздел II Положения).
На территории заказника запрещается проезд, проход и нахождение на территории посторонних лиц без разрешения специального уполномоченного органа по охране особо охраняемых природных территорий; эксплуатация водных ресурсов, а также любые действия, изменяющие гидрологический режим поверхностных и подземных вод, проезд моторных лодок; посадка вертолетов и самолетов без согласования исполнительного органа государственной власти РС(Я), уполномоченного в области охранный окружающей среды, за исключением проведения работ по тушению природных пожаров и спасательных работ (п.6.1 Положения).
Согласно п.8.1 Положения нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории заказника влечет ответственность, установленную федеральными законами, законами РС(Я) и другими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий.
Контроль за деятельностью заказника осуществляется Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов дела, 17 сентября 2017г. старшим государственным инспектором охраны природы Жиганской инспекции охраны природы в ходе проведения рейдового мероприятия на территории государственного природного заказника "Ундюлюнг" Жиганского района, в частности на р.Ундюлюнг в устье р.Тирэхтээх обнаружена посадка самолета марки ******** с бортовым N... желтого цвета. Командиром воздушного судна являлся З. При этом З. с членами Маганского аэроклуба находились на реке Ундюлюнг с 14 по 17 сентября 2017г. с целью рыбалки на спиннинг. При проверке документов установлено, что без разрешительных документов генеральным директором НП РЦ АОН "Маганский аэроклуб" М. на 14 сентября 2017г. выдано задание на полет по маршруту... -..,... -.., государственного природного заказника "Ундюлюнг" Жиганского района. Вопреки требованиям действующего законодательства у граждан отсутствовало разрешение на посещение особо охраняемой территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения НП РЦ АОН "Маганский аэроклуб" к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, плановым (рейдовым) заданием N... от 17 сентября 2017г, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований с планом-схемой, фототаблицей, рапортом старшего госинспектора Жиганской ИОП, заданием на полет от 14 сентября 2017г, Положением о государственном природном заказнике РС(Я) "Ундюлюнг" в Жиганском улусе с картой заказника, протоколом об административном правонарушении и другими доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Выводы должностного лица и судьи городского суда о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, соответствуют положениям действующего законодательства, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Маганский аэроклуб принял все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено.
Таким образом, привлечение НП РЦ АОН "Маганский аэроклуб" к ответственности по ст.8.39 КоАП РФ является обоснованным, а назначенное административное наказание - соразмерным допущенному нарушению.
Доводы в жалобе о вынужденной посадке самолета на территории заказника в состоянии крайней необходимости несостоятельны, поскольку после посадки воздушного судна 14 сентября 2017г. вплоть до 17 сентября 2017г. экипаж о случившемся не поставил в известность соответствующие службы, свое местонахождения не сообщил и сигнал бедствия не подавал. Также из задания на полет следует, что воздушное судно следовало по маршруту... -..,... -... При этом граница заказника проходит по р. Тирехтях с ее притоками с 500-метровой полосой в обе стороны по территории Жиганского улуса. Оснований для применения положений ст.2.7 КоАП РФ не усматривается.
Оснований для признания правонарушения, вмененного НП РЦ АОН "Маганский аэроклуб", малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и размер назначенного административного наказания.
Постановление о привлечении НП РЦ АОН "Маганский аэроклуб" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст.8.39 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы представителя Некоммерческого партнерства "Республиканский центр авиации общего назначения "Маганский Аэроклуб" Платонова Л.В. - отказать.
Постановление главного государственного инспектора Министерства охраны природы РС(Я) от 10 ноября 2017г. и решения Якутского городского суда от 12 декабря 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении НП РЦ АОН "Маганский Аэроклуб" - оставить без изменения.
И.О. Председателя Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.