Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО "Елабужское предприятие тепловых сетей" - Филипповой И.С. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря 2017 года, которым постановлено:
иск Софроновой Галины Дмитриевны удовлетворить.
Сохранить в переустроенном состоянии нежилые помещения N 1001 и N 1002 в многоквартирном жилом "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя АО "Елабужское предприятие тепловых сетей" - Атаманчук О.М. в поддержку жалобы, возражения представителя Софроновой Г.Д. - Шайгаллямовой Р.М. относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Софронова Г.Д. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Елабужского муниципального района РТ (далее - Исполком) о сохранении в переустроенном состоянии нежилых помещений N 1001 и N 1002 в многоквартирном жилом "адрес" РТ, в которых Софронова Г.Д. как собственник указанных нежилых помещений провела переустройство. По мнению истицы, указанное переустройство нежилых помещений не нарушает права и законные интересы проживающих в данном жилом доме граждан и не создаёт угрозу их жизни и здоровью, однако Исполком, в который Софронова Г.Д. с целью сохранения данных нежилых помещений в переустроенном состоянии обратилась с соответствующим заявлением, своим решением N 25 от 01 июня 2017 года без достаточных к тому оснований отказал в согласовании указанного переустройства, с чем Софронова Г.Д. не согласна и просит сохранить принадлежащие ей нежилые помещения в переустроенном состоянии.
В судебном заседании представитель Софроновой Г.Д.- Шайгаллямова Р.М. иск поддержала.
Представитель Исполкома Чершинцева К.В. и представитель третьего лица ОАО "Елабужское предприятие тепловых сетей" Атаманчук О.М. возражали против удовлетворения иска.
Представитель Государственной жилищной инспекции РТ Корнилова О.А. указала на отсутствие сведений о том, что проведённым в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 переустройством были нарушены права и законные интересы жильцов жилого "адрес" РТ.
Суд постановилрешение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель АО "Елабужское предприятие тепловых сетей" просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований Софроновой Г.Д, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. В жалобе отмечается, что инженерные сети теплоснабжения являются энергоустановкой в системе центрального теплоснабжения многоквартирного дома и обеспечивают его отоплением и горячим водоснабжением. Изменение параметров указанных инженерных сетей является реконструкцией, в связи с чем принятие решений о такой реконструкции относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома. Такое решение по делу отсутствует. Кроме того, проект инженерных сетей теплоснабжения разрабатывается на основании параметров дома, в том числе площади отапливаемых помещений, количества отопительных приборов, диаметров трубопроводов системы отопления. Изменение указанных параметров за счет установки автономной системы отопления в части помещений многоквартирного дома нарушает проект и может привести к нарушениям работы системы теплоснабжения дома в целом. Действующее законодательство не предусматривает возможность установки в одном многоквартирном доме центральной и поквартирной систем теплоснабжения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких инструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с ч.1 и ч.6 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ, подтверждающий принятие органом местного самоуправления решения о согласовании.
Согласно п.2 ч.1 ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: представления документов в ненадлежащий орган.
В силу ч.1 и ч.4 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В силу ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения.
В силу п. 44 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 (ред. от 09.09.2017) "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие определенным техническим требованиям.
Из материалов дела следует, что истице Софроновой Г.Д. принадлежат на праве собственности нежилые помещения N 1001 и N 1002 в многоквартирном жилом "адрес" РТ. В указанных нежилых помещениях точки подключения к внутридомовым инженерным сетям водоснабжения и водоотведения, точка подключения газоснабжения с установкой индивидуального газового котла, а также точка подключения электроснабжения были согласованы с ресурсоснабжающими организациями АО "ОЭЗ ППТ "Алабуга", ЭПУ "Елабугагаз", ОАО "Сетевая компания" Елабужские электрические сети и АО "Татэнергосбыт".
Точку отключения от централизованного теплоснабжения нежилых помещений N 1001 и N 1002 Софронова Г.Д. определилабез согласования с ОАО "Елабужское ПТС" как ресурсоснабжающей организацией; ранее заключённый между Софроновой Г.Д. и ОАО "Елабужское ПТС" договор поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения от 01 октября 2014 года N 105-с/О/14 в отношении нежилых помещений N 1001 и N 1002 был расторгнут по инициативе Софроновой Г.Д. в октябре 2015 года в связи с установкой в данных нежилых помещениях индивидуального газового котла в соответствии с разработанным ООО "Стафит" проектом и выданными ЭПУ "Елабугагаз" ООО "Газпром трансгаз Казань" техническими условиями N 05-ю/99-15 от 23 сентября 2015 года.
Согласно составленному тепловой инспекцией ОАО "Елабужское ПТС" акту оперативной проверки теплового хозяйства от 21 октября 2015 N 20 радиаторы отопления в указанных нежилых помещениях демонтированы, общедомовые стояки изолированы. Из подписанного между Софроновой Г.Д. и ОАО "Елабужское ПТС" акта сверки взаимных расчётов следует, что за период с 01 января 2015 по 22 августа 2017 года у Софроновой Г.Д. отсутствует задолженность перед ОАО "Елабужское ПТС".
Своим решением N 25 от 01 июня 2017 Исполком отказал в согласовании переустройства, произведённого в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 в многоквартирном жилом "адрес" РТ на основании п.2 ч.1 ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 06 сентября 2017 года по данному делу была назначена техническая экспертиза по вопросам: 1. Была ли нарушена гидравлика системы отопления многоквартирного жилого "адрес" РТ в связи с демонтажем радиаторов отопления до отсекающих кранов в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 в указанном доме? 2. При изоляции стояков теплоснабжения и поддержании в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 в многоквартирном жилом "адрес" РТ температуры воздуха от + 20 градусов и выше может ли отклоняться от нормативных значений температура воздуха в жилых помещениях в указанном доме? Производство указанной экспертизы суд поручил ИП Порозову А.Ю. (г.Набережные Челны).
Как следует из составленного ИП Порозовым А.Ю. заключения N 08/17-сэ, гидравлика системы отопления многоквартирного жилого дома N 34 по пр.Мира г.Елабуги РТ в связи с демонтажем радиаторов отопления до отсекающих кранов в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 в указанном доме нарушена не была, при изоляции стояков теплоснабжения и поддержании в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 в многоквартирном жилом "адрес" РТ температуры воздуха от + 20 градусов и выше температура воздуха в жилых помещениях в указанном доме не может отклоняться от нормативных значений.
Удовлетворяя исковые требования Софроновой Г.Д, суд исходил из того, что демонтированные в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 радиаторы отопления не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом "адрес" РТ.
Единственным признаком самовольного переустройства нежилых помещений N 1001 и N 1002 является отсутствие разрешения на указанное переустройство, к получению которого истица предпринимала меры. При этом, гидравлика системы отопления многоквартирного жилого "адрес" РТ в связи с демонтажем радиаторов отопления до отсекающих кранов в нежилых помещениях N 1001 и N 1002 в указанном доме нарушена не была, что следует из экспертного заключения и указывает на отсутствие нарушений в работе системы отопления и на отсутствие нарушений законных интересов других лиц.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п.1 ст.246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно п.1 ст.247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу п.1 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п.14 и п.20 ст.2 Федерального закона "О теплоснабжении" система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу п.2.4.2, п.2.4.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке.
В силу п.3 ч.1 и ч.3 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу ч.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой).
В силу вышеприведенных норм материального права схемой теплоснабжения может быть определен перечень домов, в отношении которых принято решение о возможности переключения на систему индивидуального (поквартирного) теплоснабжения. Жилой "адрес" согласно схеме теплоснабжения АО "Елабужское ПТС", утвержденной Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района, относится к числу домов с централизованным отоплением и возможность его перехода на индивидуальное, автономное отопление не предусмотрена.
То обстоятельство, что радиаторы отопления в помещении не относятся к общедомовому имуществу, а помещения истца являются нежилыми, в данном случае правового значения не имеет, поскольку помещения находятся в составе многоквартирного жилого дома, а п.15 ст.14 Федерального закона "О теплоснабжении" N190 от 27 июля 2010 года содержит прямой запрет на установку индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирных домах, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решение о реконструкции инженерных систем жилого дома также не принималось.
В соответствии с п.1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Согласно пунктам 2 и 35 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Потребитель не вправе: в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Отопление каждого жилого помещения проектируется в условиях обеспечения во всем жилом доме метеорологических условий в пределах допустимых норм, предусмотренных пунктом 2.1 Приложения СНиП 2.04.05-91.
Доказательств, свидетельствующих о том, что при переустройстве системы теплоснабжения нежилых помещений истца не будет нарушен гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего здания, ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции, не представлено. Экспертное заключение не может быть принято во внимание, поскольку сделано на основании замера давления теплоносителя на трубе подачи на вводе в здание и сравнения полученных данных с минимальным и расчетным давлением девятиэтажного дома. При этом гидравлический расчет системы водяного отопления, в том числе с учетом внесенных изменений в систему, выполнен не был.
Также в деле отсутствуют какие-либо достоверные доказательства, подтверждающие соответствие предполагаемого к установке истцом индивидуального источника тепловой энергии техническим характеристикам, отраженным в Правилах N 307.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, в удовлетворении заявления Софроновой Г.Д. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Софроновой Галины Дмитриевны к Исполнительному комитету Елабужского муниципального района РТ о сохранении в переустроенном состоянии нежилых помещений N 1001 и N 1002 в многоквартирном жилом "адрес" отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.