Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А. и Султанова М.М.
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГабидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Моисеева В.П. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2017 года, которым постановлено:
Признать за Моисеевым Геннадием Павловичем, "дата" года рождения, право собственности в порядке наследования на ? долю "адрес", расположенной по адресу: РТ, "адрес".
Данное решение суда является основанием для учетно-регистрационных действий за Моисеевым Геннадием Павловичем на указанную выше долю квартиры в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Взыскать с Моисеева Владимира Павловича государственную пошлину в размере 8168 (восемь тысяч сто шестьдесят восемь) руб. в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Моисеева В.П, поддержавшего доводы жалобы, объяснения Моисеева Г.П. и его представителя Зверевой И.В, возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моисеев Г.П. обратился в суд с иском к Моисееву В.П. о признании права собственности на долю в жилом помещении в порядке наследования. В обоснование иска указано, что 3 сентября 2016 года умерла мать истца - Моисеева В.Ф, которой принадлежала на праве собственности "адрес", расположенная по адресу: "адрес". После смерти матери он в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался. В настоящее время вступить в права наследования не представляется возможным ввиду пропуска срока, поэтому просит признать право собственности на ? долю квартиры в порядке наследования.
Истец Моисеев Г.П. в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Моисеев В.П. исковые требования не признал.
Суд иск удовлетворил и постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Моисеев В.П. просит отменить решение суда полностью и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что Моисеев Г.П. в течение установленного законом шестимесячного срока для принятия наследства с 03 сентября 2016 года по 03 марта 2017 года во владение квартирой как наследственным имуществом не вступал, к нотариусу с соответствующим заявлением не обращался.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании положений ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.1142-1145 и 1148 данного кодекса.
Согласно ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ч.1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч.1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
Как видно из материалов дела, 03 сентября 2016 года умерла Моисеева В.Ф, "дата" года рождения.
Истец Моисеев Г.П. и ответчик Моисеев В.П. являются наследниками по закону первой очереди после смерти своей матери Моисеевой В.Ф.
На момент открытия наследства право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", было зарегистрировано за истцом Моисеевым Г.П. на основании договора дарения квартиры, заключенному 11 марта 2016 года между дарителем Моисеевой В.Ф. и одаряемым Моисеевым Г.П.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 сентября 2017 года договор дарения от 11 марта 2016 года Моисеевой В.Ф. на имя Моисеева Г.П. принадлежащей ей на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: "адрес", признан недействительным. Применены последствия недействительности сделки в виде признания недействительным зарегистрированного права собственности Моисеева Г.П. на указанную квартиру.
Таким образом, спорная квартира в настоящее время является наследственным имуществом наследодателя Моисеевой В.Ф.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что после смерти Моисеевой В.Ф. истец фактически принял наследство. Спорная квартира является наследственным имуществом и суд вправе признать на нее право собственности в порядке наследования.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В силу ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
Как видно из материалов дела, в установленный законом срок никто из наследников Моисеевой В.Ф. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обратился. Срок принятия наследства после смерти Моисеевой В.Ф. истек 03 марта 2017 года.
Требования об установлении факта принятия наследства либо о восстановлении срока для принятия наследства Моисеев Г.П. не заявлял, соответствующие доказательства не представлял, в связи с чем выводы суда о фактическом принятии истцом наследства выходят за пределы заявленных истцом требований.
В силу ч.1 ст.1163 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку надлежащим способом оформления наследственных прав является подача нотариусу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства и получение свидетельства о праве на наследство, признание права на долю в наследственном имуществе без разрешения вопроса о причин пропуска срока принятия наследства нельзя признать надлежащим способом защиты права.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания за Моисеевым Г.П. доли в праве на наследственное имущество не имеется.
При указанных обстоятельствах принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 330, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Моисеева Геннадия Павловича к Моисееву Владимиру Павловичу о признании права собственности на долю в жилом помещении в порядке наследования отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.