Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Фахрутдиновой Р.А,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Хакимофа Д.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 01 декабря 2017 года, которым Хакимофу Д.А. отказано в удовлетворении иска к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету Сабинского муниципального района Республики Татарстан о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, обязании включить в список, предоставлении жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллина А.Р, возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хакимоф Д.А. обратился с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету Сабинского муниципального района Республики Татарстан о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, обязании включить в список, предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что решением Сабинского районного суда Республики Татарстан от 21 октября 1994 года мать истца - Хакимофа В.Н. лишена родительских прав. Сведения об отце в актовую запись о его рождении внесены на основании заявления матери. Постановлением Президиума Сабинского районного Совета народных депутатов Республики Татарстан от 26 декабря 1994 года N 92 решено направить несовершеннолетнего Хакимофа Д.А. в детское государственное учреждение. Исполкому Сабинского сельского Совета народных депутатов
поручено по окончании срока пребывания в детском государственном учреждении, предоставить несовершеннолетнему Хакимову Д.А. жилое помещение. 10 января 1995 года Сабинским сельским Советом народных депутатов Сабинского района Республики Татарстан принято решение после окончания срока пребывания несовершеннолетнего Хакимофа Д.А. в детском государственном учреждении обеспечить его жилой площадью. Согласно справке Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Лаишевский детский дом" от 28 августа 2015 года N 78, Хакимоф Д.А. воспитывался в Лаишевском детском доме с 20 февраля 1995 года по 02 сентября 2000 года. Находился на полном государственном обеспечении. Министерство образования и науки Республики Татарстан отказало истцу во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по мотиву достижения на момент обращения возраста свыше 23 лет. Истец считает данный отказ незаконным, не своевременное обращение с соответствующим заявлением вызвано тем, что с 25 апреля 2002 года по 13 января 2003 года истец отбывал наказание в ФКУ "Казанская воспитательная колония УФСН по Республике Татарстан". 13 января 2003 года в СИЗО-2 Республики Татарстан. В период с 05 декабря 2005 года по 04 января 2012 года истец отбывал срок в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан. Министерством образования и науки Республики Татарстан не учтен факт отбывания истцом наказания в исправительных учреждениях. Истец просит признать за ним право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Министерство образования и науки и Республики Татарстан включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обязать Исполнительный комитет Сабинского муниципального района Республики Татарстан предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.
Истец в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан иск не признал.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан в суд не явился.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Хакимоф Д.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что суд при вынесении решения не учел наличие уважительных причин, в силу которых истец своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет, ввиду отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом установлено, что 23 ноября 2015 года, 29 июля 2016 года решениями заместителя Министра образования и науки Республики Татарстан Хакимофу Д.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.
29 июля 2016 года решением заместителя Министра образования и науки Республики Татарстан Хакимофу Д.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела, Хакимоф Д.А. впервые обратился в уполномоченный орган в 2015 году в возрасте 31 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, верно, указал на отсутствие правовых оснований для постановки Хакимофа Д.А. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку истец в настоящее время достиг возраста 34 лет, в установленный законом срок (до достижения 23-летнего возраста) с заявлением о предоставлении жилого помещения в компетентный орган не обратился. При этом суд правильно указал на отсутствие каких-либо уважительных и исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, которые бы препятствовали ему, своевременно обратится с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент введения в действие Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Доказательств того, что Хакимоф Д.А. в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, судом не установлено.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что нахождение истца в местах лишения свободы до 23 лет не является уважительной причиной не обращения в уполномоченные органы для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец повторно был осужден в 2005 году, освободился в 2012 году, с заявлением к ответчику обратился лишь в 2015 году, при этом имел возможность воспользоваться услугами почты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 01 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хакимофа Д.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.