Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я,
судей Пичуговой О.В. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Гариповой Ч.Р. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 19 декабря 2017 г, которым Гариповой Ч.Р. отказано в удовлетворении иска к Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, возложении обязанности принять на указанный учет и признать семью малоимущей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гарипова Ч.Р, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней Гариповой А.Ф, обратилась в суд с иском к Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - Администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани, Администрация) о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований Гарипова Ч.Р. ссылалась на то, что ее дочь Гарипова А.Ф. является ребенком-инвалидом, размер общей площади жилого помещения на одного члена семьи истицы составляет менее учетной нормы. Администрацией Гариповой Ч.Р. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мотиву того, что семья Гариповой не может быть признана малоимущей.
С данным решением истица не согласна, поскольку ее семья относится к категории малоимущей, а ребенок является инвалидом.
В связи с этим Гарипова Ч.Р. просила признать незаконным распоряжение главы Администрации от 11 августа 2017 г, признать истицу и ее несовершеннолетнюю дочь нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признать семью Гариповой малоимущей.
В судебном заседании Гарипова Ч.Р. иск поддержала.
Представитель Администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани - Гарифуллина Л.Т. иск не признала.
Третье лицо - Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани явку представителя на судебное разбирательство не обеспечило.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Гарипова Ч.Р. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что для разрешения ее с ребенком жилищной проблемы достаточно признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку семья Гариповой зарегистрирована в квартире, в которой на каждого из них приходится всего по 8,76 кв.м. Кроме того, несовершеннолетняя Гарипова А.Ф. является инвалидом и вправе рассчитывать на соответствующие меры социальной поддержки.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники судебного разбирательства не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие участников процесса.
Судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гарипова Ч.Р. вместе с дочерью Гариповой А.Ф, 2008 года рождения, зарегистрированы в квартире общей площадью 43,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Всего в квартире состоят на регистрационном учете 5 человек и на каждого из них приходится по 8,7 кв.м общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы (12 кв.м), установленной решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 г. N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
Несовершеннолетняя Гарипова А.Ф. является инвалидом и состоит на диспансерном учете по факту хронического заболевания, которое входит в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь.
Распоряжением Администрации от 11 августа 2017 г. N 946р Гариповой Ч.Р. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма по мотиву, что совокупный доход Гариповой Ч.Р. и ее несовершеннолетнего ребенка за расчетный период составляет 39 188 руб. 44 коп. в месяц, тогда как пороговое значение размера для признания малоимущими, приходящегося для семьи из двух человек на 2017 г. по Республике Татарстан составляет 9803 руб. 60 коп, а совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, и подлежащего налогообложению -1 473 318 руб.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции согласился с оспариваемым распоряжением Администрации и пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия истицы на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Данный вывод суда следует признать правильным.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пп. 2, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относят граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы граждан, а также граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Закон Республики Татарстан "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" от 13 июля 2007 г. (далее - Закон от 13 июля 2007 г. N 31-ЗРТ), в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, а также порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона от 13 июля 2007 г. N 31-ЗРТ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования в Республике Татарстан, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях и признанные органами местного самоуправления в Республике Татарстан в установленном настоящим Законом порядке малоимущими или относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Татарстан категории.
Статья 9 этого же Закона предусматривает, что граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества.
Таким образом, по смыслу действующего жилищного законодательства основанием для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является не только обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, но и признание гражданина малоимущим.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истицы в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то ее право и право ее несовершеннолетнего ребенка на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения по п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и права на обеспечение ребенка-инвалида дополнительной жилой площадью.
Соответственно, довод Гариповой Ч.Р, приведенный в апелляционной жалобе о том, что при принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий признание его малоимущим не требуется, противоречит закону.
Постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 1 февраля 2017 г. N 183 "Об утверждении пороговых значений дохода граждан и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, на 2017 год" установлены следующие пороговые значения для принятия решения о признании граждан малоимущими на 2017 г.: размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для семьи из двух человек - 9 803,6 руб.
Размер совокупного дохода семьи истицы составляет 39 188 руб. 44 коп, что подателем жалобы и не оспаривается.
Таким образом, имущественная обеспеченность семьи истца превышает установленное пороговое значение, соответственно, оснований для признания семьи истицы малоимущей, у ответчика не имелось.
В связи с изложенным решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в силу вышеприведенных мотивов. Обстоятельства, изложенные истицей в апелляционной жалобе, судом исследованы и получили надлежащую оценку, основанную на действующем законодательстве, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для дачи иной оценки указанным обстоятельствам не имеется.
Утверждение в жалобе о том, что дочь заявителя является инвалидом и вправе рассчитывать на соответствующие меры социальной поддержки, не влияет на правильность решения суда, поскольку предоставление такой поддержки отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г Казани от 19 декабря 2017 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гариповой Ч.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.