Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р,
судей Сайдашевой Э.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе представителя Чертилиной Татьяны Николаевны - Косоруковой Ольги Ивановны на решение Приволжского районного суда города Казани от 29 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Чертилиной Татьяны Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Яковлевой Т.В. об оспаривании решения об отказе в регистрации права собственности, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛА:
Чертилина Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра) по Республике Татарстан об отказе в регистрации права собственности на земельный участок, обязании осуществить государственную регистрацию права.
В обоснование требований указала, что постановлением Константиновского сельского Совета Высокогорского района Республики Татарстан от 9 декабря 1993 года Чертилиной Т.Н. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен земельный участок площадью 1 750 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". На основании данного постановления выдан государственный акт...
В 2015 году Чертилина Т.Н. обращалась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок, предоставив государственный акт, однако ей было отказано на том основании, что в государственном акте имеются приписки в части указания даты выдачи постановления, и кроме того, невозможно идентифицировать заявленный объект.
Получив от Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан архивные выписки, 2 апреля 2017 года Чертилина Т.Н. вновь обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, который поставлен на кадастровый учет с присвоением номера.., площадью 1 924 кв.м, расположенный в кадастровом квартале.., по адресу: "адрес".
Однако уведомлением от 12 апреля 2017 года ей сообщено о приостановлении государственной регистрации, так как в соответствии с представленными документами площадь земельного участка составляет 1 750 кв. м, тогда как Чертилина Т.Н. просит зарегистрировать право на земельный участок площадью 1 924 кв.м. В архивных выписках отсутствует описание земельного участка, что не позволяет однозначно идентифицировать заявленный объект недвижимости.
11 июля 2017 года Чертилиной Т.Н. отказано в государственной регистрации прав на земельный участок в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления.
С данным отказом Чертилина Т.Н. не согласна, так как действовавшее в период выдачи государственного акта законодательство не содержало требования об описании предоставленного земельного участка. Кроме того, заявленный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, все необходимые его характеристики содержатся в государственном кадастре недвижимости. В данном случае изменение площади земельного участка является допустимым, так как не противоречит требованиям пункта 32 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Чертилина Т.Н. просила признать отказ Управления Росреестра по Республике Татарстан в осуществлении регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 924 кв.м с кадастровым номером.., расположенный в кадастровом квартале.., по адресу: "адрес", незаконным; возложить на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Чертилиной Т.Н. на указанный земельный участок.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Косорукова О.И. просит об отмене решения, повторяя доводы административного искового заявления о том, что действовавшее в период выдачи государственного акта законодательство не содержало требования об описании предоставляемого земельного участка в государственном акте.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений должностного лица, государственного органа если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 2 апреля 2017 года Чертилина Т.Н. обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером.., общей площадью 1 924 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
В качестве основания для регистрации ею представлены архивные выписки Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 31 марта 2017 года N 443 и N 444/1.
В соответствии с архивной выпиской N 443, в архивном отделе Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на хранении находятся протоколы заседаний исполкома Константиновского сельского Совета Высокогорского района за 1993 год. В протоколе заседания исполкома Константиновского сельского Совета Высокогорского района от 9 декабря 1993 года значится принятие решения о передаче в частную собственность населению Константиновского сельского Совета земельных участков.
Согласно архивной выписке N 444/1, в архивном отделе Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на хранении находятся протоколы заседаний исполкома Константиновского сельского Совета Высокогорского района за 1993 год. В списках граждан на оформление земельных участков в собственность по Константиновскому Совету местного самоуправления, которые считаются приложением к решению заседания исполкома Константиновского сельского Совета Высокогорского района от 9 декабря 1993 года, под наименованием "Большие Клыки" на странице 12 значится "185, 19.10.94 г, Чертилина Т.Н, 0,1750, 4776". В данных решении и списках отсутствуют названия улиц и номера участков.
12 апреля 2017 года осуществление государственной регистрации приостановлено государственным регистратором Управления Росреестра по Республике Татарстан Яковлевой Т.В. на срок по 11 июля 2017 года в связи с тем, что согласно представленным архивным выпискам площадь земельного участка составляет 1 750 кв. м. В заявлении Чертилина Т.Н. просит зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок, площадью 1 924 кв. м. Кроме того, в архивных выписках отсутствует описание земельного участка, что не позволяет однозначно идентифицировать заявленный объект недвижимости.
Государственным регистратором были направлены запросы: в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о том, имеются ли сведения о предоставлении на имя Чертилиной Т.Н. или кому-либо другому земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", с общей площадью 1 924 кв. м по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и с площадью 1 750 кв. м по правоустанавливающему документу; в Администрацию Советского района города Казани о том, предоставлялся ли кому-либо в собственность вышеуказанный земельный участок, и если предоставлялся, то на основании каких документов; в Национальный архив Республики Татарстан о том, предоставлялся ли Чертилиной Т.Н. вышеуказанный земельный участок, и если предоставлялся, то на основании каких документов.
Согласно ответу Администрации Советского района города Казани от 13 апреля 2017 года, запрашиваемая информация отсутствует.
В ответ на запрос государственного регистратора Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан представлена архивная справка N 537 от 18 апреля 2017 года, согласно которой в списках граждан на оформление земельных участков в собственность по Константиновскому Совету местного самоуправления, которые считаются приложением к решению заседания исполкома Константиновского сельского Совета Высокогорского района от 9 декабря 1993 года, под наименованием "Большие Клыки" на странице 12 значится "185, 19.10.94 г, Чертилина Т.Н, 0,1750, 4776". Государственные акты на право собственности на землю и документы о выдаче государственных актов на право собственности на землю в архивный отдел Исполнительного комитета не поступали.
Из ответа Национального архива Республики Татарстан от 19 апреля 2017 года следует, что документы Константиновского сельского Совета народных депутатов Высокогорского района Республики Татарстан за 1993 год в архив на хранение не поступали, в связи с чем выдача решения от 9 декабря 1993 года о предоставлении Чертилиной Т.Н. земельного участка в селе Большие Клыки, кадастровый номер.., не представляется возможной. Сведениями о правах Чертилиной Т.Н. на данный земельный участок архив не располагает.
Решением государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Татарстан Яковлевой Т.В. от 11 июля 2017 года Чертилиной Т.Н. отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: "адрес", в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении требований о признании такого решения незаконным, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующими положениями закона.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;... 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 27 Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
На основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав;
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов, в том числе, акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акта о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.
По смыслу вышеприведенных положений закона, основанием для регистрации прав на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (29 октября 2001 года) является акт уполномоченного органа, который содержит индивидуальные признаки земельного участка и данные о расположении его границ на местности, по которым можно идентифицировать объект недвижимости.
Однако представленные Чертилиной Т.Н. на государственную регистрацию архивные выписки, а также государственный акт описание месторасположения земельного участка и его границ не содержат, что не позволяет однозначно идентифицировать объект прав.
Инвентаризацию данный участок не прошел, поставлен на кадастровый учет площадью 1 750 кв.м как ранее учтенный 9 декабря 1993 года. 27 марта 2017 года в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в связи с уточнением площади участка до 1 924 кв.м, однако сведения о выделении именно этого земельного участка Чертилиной Т.Н. отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что государственный регистратор Яковлева Т.В. в пределах предоставленных ей законом полномочий провела правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и обоснованно приостановила осуществление государственной регистрации, а затем отказала в государственной регистрации права собственности на земельный участок ввиду отсутствия возможности однозначно идентифицировать, что именно заявленный объект недвижимости предоставлялся Чертилиной Т.Н. в 1993 году.
Судебная коллегия, исследовав материалы реестровых дел Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан" от 8 апреля 2015 года и от 27 марта 2017 года, соглашается с таким решением суда первой инстанции ввиду отсутствия доказательств того, что указанный в выданном Чертилиной Т.Н. государственном акте земельный участок площадью 1 750 кв. м является именно тем объектом площадью 1 924 кв. м с установленными границами, на которые она заявила свои права.
Поскольку объективные сомнения государственного регистратора не были устранены, следовательно, это должностное лицо имело предусмотренные законом основания для вынесения оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Следует отметить, что Чертилина Т.Н. не лишена возможности обратиться в суд в защиту своего права в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 29 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чертилиной Татьяны Николаевны - Косоруковой Ольги Ивановны без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.