Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкина Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Гайнутдинова Игоря Петровича, Гайнутдиновой Гульсины Миннахметовны, Басыровой Иркины Исмагиловны на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гайнутдинова Игоря Петровича к исполнительному комитету муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан о признании бездействий, выраженных в нарушении срока предоставления ответа на обращение от 28 августа 2017 года, а также отказе в формировании земельного участка, незаконными, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан Заляловой Д.Н, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гайнутдинова И.П. обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, выразившегося в нарушении срока предоставления ответа на ее обращение от 28 августа 2017 года, а также в отказе сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом. Заявленные требования мотивированы следующим.
28 августа 2017 года собственники квартир жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистопольский муниципальный район, г.Чистополь, ул. "адрес", обратились к административному ответчику с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом.
25 октября 2017 года административным ответчиком дан ответ
Административный истец просил признать незаконным бездействие исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в нарушении сроков представления ответа на обращение от 28 августа 2017 года, а также в отказе сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по указанному адресу и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе Гайнутдинова И.П, Гайнутдиновой Г.М, Басыровой И.И, ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявители апелляционной жалобы считают, что суд нарушил нормы материального права, и, ссылаясь на те же доводы, которые приводились в административном исковом заявлении, настаивают на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Гайнутдинов И.П. и заинтересованные лица Гайнутдинова Г.М. и Басырова И.И. в суд не явились.
В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Из материалов дела видно, что 25 марта 2013 года на основании договоров купли-продажи долей жилого дома от 20 марта 2013 года произведена государственная регистрация права общей долевой собственности Гайнутдиновой Г.М, Гайнутдинова И.П, Гайнутдинова А.И. и Басыровой И.И. на двухэтажный жилой дом общей площадью 535,8 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Чистополь, ул. "адрес" по 1\4 доле в праве собственности за каждым.
Решением приемочной комиссии, назначенной постановлением исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 29.12.2016 года N 888, после перепланировки принят в эксплуатацию четырехквартирный жилой дом общей площадью 643,0 кв.м, расположенный по тому же адресу.
24 января 2017 года в порядке части 2 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации акт приемочной комиссии направлен в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан).
Из пояснений представителя административного ответчика в настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что в осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу, отказано, отказ в осуществлении кадастрового учета обжалован административными истцами в судебном порядке, дело находится в производстве суда.
28 августа 2017 года Басырова И.И, Гайнутдинова Г.М, Гайнутдинов И.П. и Гайнутдинов А.И. обратились в исполнительный комитет Чистопольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о формировании земельного участка под четырехквартирным жилым домом.
26 сентября 2017 года срок рассмотрения указанного обращения административным ответчиком продлен в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
25 октября 2017 года на обращение Басыровой И.И, Гайнутдинова И.П, Гайнутдиновой Г.М. дан ответ, который 26 октября 2017 года направлен по почте.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обращение административного истца было рассмотрено и разрешено в установленном законом порядке в установленный законом срок, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Басырова И.И, Гайнутдинов И.П. и Гайнутдинова Г.М. 28 августа 2017 года обратились с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом в соответствии с Федеральным законом от 2.05.2006 N 59-ФЗ.
Указанное обращение от 28 августа 2017 года рассмотрено административным ответчиком в установленном указанным законом порядке. Сроки рассмотрения данного обращения также нарушены не были.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания действия административного ответчика по указанному обращению незаконными и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда в части требования об оспаривании бездействия административного ответчика, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения обращения, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Несогласие административного истца с содержанием данного ответа не свидетельствует о нарушении его прав рассмотрением обращения от 28 августа 2017 года и не говорит о незаконности отказа в формировании земельного участка.
Соответственно, решение суда в указанной части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда вышеизложенные обстоятельства и выводы суда первой инстанции в указанной части решения не опровергают и как не соответствующие обстоятельствам дела отмену решения суда в указанной части повлечь не могут.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3 статьи 16).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 вышеуказанного закона).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, производится в установленном законом порядке, который находится за рамками обращений граждан в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.
Установлено также, что государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества по смыслу части 5 статьи 16 Вводного закона не проведен.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требования об оспаривании бездействия административного ответчика, выразившегося в отказе сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, не имеется, а потому в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в указанной части не подлежит отмене, поскольку является правильным по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайнутдинова И.П, Гайнутдиновой Г.М, Басыровой И.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.