Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Горячевой Ольги Борисовны и по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 21 ноября 2017 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Горячевой Ольги Борисовны удовлетворить частично.
Признать решение Высокогорского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан N 16... от 05 октября 2017 года об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером... незаконным.
Обязать Высокогорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Горячевой О.Б. путем рассмотрения ее заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером... в порядке, установленном ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В остальной части иска отказать".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя Горячевой О.Б. - Горячева Е.А. в ее поддержку, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Хазиеву Л.З, поддержавших поданные ими апелляционные жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горячева О.Б. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Высокогорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - административный ответчик) об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 05 октября 2017 года и возложении обязанности принять решение об изменений категории земельного участка с кадастровым номером... с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
В обоснование заявленных требований указано, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер:.., что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 12 мая 2017 года и свидетельством о государственной регистрации права от 29 сентября 2015 года.
19 апреля 2017 года административный истец обратилась в Высокогорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением об учете изменений категории вышеуказанного земельного участка, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
В приложении к заявлению административный истец представила апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21 марта 2017 года N 33а-3672/2017.
Высокогорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан по результатам рассмотрения указанного заявления принял решение N... от 25 мая 2017 года о приостановлении осуществления кадастрового учета до 25 августа 2017 года, в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости.
26 июня 2017 года Высокогорским районным судом Республики Татарстан вынесено решение о признании незаконным вышеуказанного приостановления от 25 мая 2017 года и возложении на Управление Росреестра по Республике Татарстан изменить категорию земельного участка с кадастровым номером... с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Данное решение Высокогорского районного суда от 26 июня 2017 года обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан.
26 сентября 2017 года апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан решение Высокогорского районного суда от 26 июня 2017 года отменено, принято иное решение об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с несоблюдением досудебного порядка обжалования вынесенного решения о приостановлении.
5 октября 2017 года административным ответчиком вынесено решение
об отказе в учете изменений, в связи с отсутствием информации и документа для осуществления кадастрового учета, о чем свидетельствует уведомление N...
По мнению административного истца, указанное решение является неправомерным, поскольку на межведомственные запросы поступали сведения, свидетельствующие о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов.
Кроме этого, как указывает Горячева О.Б, представленные Управлению Росреестра по Республике Татарстан документы: апелляционное определение от 21 марта 2017 года, документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель N.., а также выкопировка из генерального плана Березкинского сельского поселения, выписка из Правил землепользования и застройки Березкинского сельского поселения, свидетельствуют об отнесении данного земельного участка к "землям населенных пунктов", а в сведениях ЕГРН имеется не актуальная информация о принадлежности данного земельного участка с кадастровым номером... к "землям сельскохозяйственного назначения".
Исходя из содержания уведомления об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 05 октября 2017 года, помимо нарушенных сроков в вынесении решения об отказе, также нарушены установленные законом сроки для направления необходимых запросов. Причем, как указывает административный истец, последний межведомственный запрос N... от 02 октября 2017 года отправлен позже окончания срока приостановления, отраженного в уведомлении о приостановлении от 25 мая 2017 года.
В связи с этим, административный истец обратился в суд с требованием
признать решение Высокогорского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан N 16/17-87169 от 5 октября 2017 года об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером... незаконным; обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем принятия решения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером... с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Представитель административного истца Горячев Е.А. в суде первой инстанции заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Галиакбаров Н.Р. с административным исковым заявлением не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено без их участия.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С таким решением суда не согласились Горячева О.Б, и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
В апелляционной жалобе Горячева О.Б. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в возложении на административного ответчика обязанности принять решение об изменении категории земельного участка с кадастровым номером... с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов". По мнению апеллянта, из представленных ею административному ответчику и суду доказательств, достоверно следует, что спорный земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов", и необходимости повторного рассмотрения ее заявления не имеется, поскольку принятие положительного решения по заявлению Горячевой О.Б. возможно на основании представленных документов.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан просит об отмене решения суда, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства дела и неправильно применены нормы материального права. В частности, с точки зрения апеллянта, судом не учтено, что для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости относительно сведений об изменении категории земельного участка требуется, предоставление заинтересованными лицами, либо органами государственной власти, местного самоуправления документов, свидетельствующих об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями, 1,3-13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532, документами, являющимися основанием для внесения изменений в сведения о земельном участке являются документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.
При рассмотрении заявления Горячевой О.Б. государственным регистратором в порядке межведомственного информационного взаимодействия были направлены запросы в Исполнительный комитет высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Только на запрос от 18 сентября 2017 года поступил ответ об отсутствии документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем было принято решение об отказе в удовлетворения заявления Горячевой О.Б.
По мнению апеллянта, каких-либо нарушений порядка рассмотрения заявления Горячевой О.Б. допущено не было.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Горячевой О.Б. - Горячев Е.А. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Хазиева Л.З. свою апелляционную жалобу поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что Горячевой О.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер:...
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 мая 2017 года и свидетельству о государственной регистрации права от 29 сентября 2015 года, указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: одноквартирный жилой дом с приусадебным участком.
19 апреля 2017 года административный истец обратилась в Высокогорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением N... об учете изменений категории вышеуказанного земельного участка, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Высокогорским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан 25 мая 2017 года принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета до 25 августа 2017 года, на основании пункта 49 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
5 октября 2017 года государственным регистратором принято решение N... об отказе в учете изменений земельного участка, на основании части 4 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", то есть в связи с отсутствием документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований и признавая неправомерным оспариваемое решение административного ответчика об отказе в учете изменений объекта недвижимости, суд первой инстанции указал, что административным ответчиком была нарушена процедура рассмотрения заявления Горячевой О.Б, выразившаяся в необоснованных повторных направлениях запросов в порядке межведомственного взаимодействия и существенным нарушением разумных сроков на предоставление ответа заявителю.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда и считает их ошибочным ввиду следующего.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, как следует из требований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон).
В силу пунктов 8 и 11 части 1 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении границ населенного пункта и об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Горячева О.Б. обратилась в Высокогорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением об учете изменений категории вышеуказанного земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
В рамках рассмотрения заявления Горячевой О.Б, государственным регистратором 25 мая 2017 года принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка на срок до 25 августа 2017 года.
Ранее, 24 апреля 2017 года, государственным регистратором в порядке межведомственного взаимодействия направлен запрос в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.
Между тем, в предоставленном в порядке межведомственного информационного взаимодействия ответе информация об отсутствии документа, необходимого для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не содержалась.
В связи с чем государственным регистратором 11 мая 2017 года и 18 сентября 2017 года направлены повторные запросы в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Как следует из ответа Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель для объекта недвижимости с кадастровым номером.., не имеется.
В связи с этим государственным регистратором принято решение об отказе в удовлетворении заявления Горячевой О.Б, о чем административному истцу направлено письменное уведомление.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком представлены допустимые доказательства соответствия принятого решения требованиям части 4 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Отсутствие документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель для объекта недвижимости с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", не позволяло административному ответчику принять решение об удовлетворении заявления Горячевой О.Б.
Выводы суда первой инстанции о нарушении административным ответчиком порядка рассмотрения заявления Горячевой О.Б, не основаны на конкретных фактах, носят недостоверный характер. Законодательством, регулирующим вопросы внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об объектах недвижимости, не предусмотрено ограничений по повторному направлению государственным регистратором запросов в порядке межведомственного взаимодействия. Суждение суда первой инстанции о существенном нарушении государственным регистратором разумных сроков на предоставление ответа заявителю, также не может быть принято судебной коллегией, поскольку уведомление Горячевой О.Б. направлено в срок, предусмотренный частью 4 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Доказательств обратного в административном деле не имеется.
Кроме этого, судом первой инстанции при вынесении решения не принято во внимание, что административным истцом не оспаривается возможное бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушение сроков рассмотрения ее заявления, а предметом спора является правомерность окончательного решения по отказу в государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
В решении суда первой инстанции не содержится выводов о наличии причинно-следственной связи между возможным нарушением порядка рассмотрения заявления Горячевой О.Б. и повлекшим вследствие этого принятием неправомерного решения, нарушающим права административного истца.
Возложение судом на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Горячевой О.Б. противоречит фактически установленным обстоятельствам, имевшим место при рассмотрении дела, в частности, представленным суду сведениям об отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка к определенной категории земель для объекта недвижимости с кадастровым номером.., и не может расцениваться в качестве способа восстановления нарушенного права.
Кроме этого, согласно докладной записке помощника Президента Республики Татарстан Nвн-4317 от 11 мая 2017 года земельный участок, с кадастровым номером.., находящийся в частной собственности, включен без согласования в границы населенного пункта по инициативе главы сельского поселения согласно требованиям части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации. Главе Высокогороского муниципального района дано поручение привести в соответствие документы территориального планирования поселений, внести необходимые изменения по исключению вышеуказанного земельного участка из границ населенных пунктов и сохранению их в территориальной зоне сельскохозяйственного производства. Данное обстоятельство судом первой инстанции при вынесении решения учтено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с принятым судом первой инстанции решением, не отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В связи с этим, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Горячевой О.Б. ввиду отсутствия нарушения ее прав и интересов оспариваемым решением административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 21 ноября 2017 года по данному административному делу - отменить.
Принять по административному делу новое решение:
В удовлетворении административного искового заявления Горячевой Ольги Борисовны к Высокогорскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконным решения N... от 05 октября 2017 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения об изменении категории земельного участка - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.