Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Сайдашевой Э.Р, Мочаловой Ю.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" выраженное в не рассмотрении обращения Солнцевой Регины Робертовны, изложенного в электронном обращении от 11 июля 2017 года, по поставленным вопросам.
Возложить обязанность на исполнительный комитет муниципального образования г.Казани устранить допущенное нарушение прав Солнцевой Регины Робертовны путем приема документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Солнцевой Р.Р, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Солнцева Р.Р. обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившегося в оставлении без рассмотрения ее обращения от 11 июля 2017 года в части вопроса о включении ее в список лиц, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Заявленные требования мотивированы следующим.
Она обратилась в исполнительный комитет муниципального образования г.Казани через его орган в лице муниципального казенного учреждения (далее - МКУ) "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" с заявлением, в котором просила:
- включить ее в список лиц, нуждающихся в получении садовых огородных и дачных земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ).
- довести до ее сведения информацию относительно наличия свободных для целей предоставления гражданам, проживающим в городских поселениях, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства;
- ознакомить ее с утвержденным учетом всех изменений списком граждан подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, в том числе списком граждан, имеющих преимущественное право на предоставление земельных участков;
-разъяснить регламент предоставления земельных участков в порядке статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ, действующий в г.Казани.
Обращение зарегистрировано 11 июля 2017 года за номером 157586.
Письмом муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" от 3 августа 2017 года в предоставлении земельного участка отказано, заявление Солнцевой Р.Р. о предоставлении земельного участка в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в земельном участке для целей садоводства не зарегистрировано.
В остальной части заявление Солнцевой Р.Р. административный ответчик оставил без ответа.
Солнцева Р.Р. просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в оставлении без рассмотрения по существу и отказе в удовлетворении ее заявления в части требования о включении в список лиц, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом России от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца путем приема документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани".
Решением суда от 29 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" ставится вопрос об отмене решения суда от 29 ноября 2017 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявители апелляционной жалобы считают, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствую т обстоятельствам дела, поскольку в данном случае отсутствует совокупность предусмотренных законом оснований для признания бездействия административного ответчика незаконным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены. Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани" своих представителей в суд не направили.
В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ) при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На основании пункта второго статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ) регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Из материалов дела видно, что 11 июля 2017 года Солнцева Р.Р. обратилась в исполнительный комитет муниципального образования г.Казани через интернет-приемную официального портала органов местного самоуправления города Казани с заявлением, в котором в числе прочего просила включить ее в список лиц, нуждающихся в получении садовых огородных и дачных земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ.
Письмом за подписью председателя муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" Галяутдинова Р.Г.от 3 августа 2017 года на указанное обращение от 11 июля 2017 года Солнцевой Р.Р. дан ответ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что положения Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ предусматривают обязанность органов местного самоуправления вести очередность заявлений граждан, претендующих на получение земельных участков для ведения садоводства и огородничества, поскольку эта обязанность не поставлена в зависимость от того, имеются свободные участки для предоставления, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для полного удовлетворения административного искового заявления.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен статьей 14 названного закона.
В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения, в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ).
Так, 11 июля 2017 года Солнцева Р.Р. обратилась в исполнительный комитет муниципального образования г.Казани с заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке Федерального закона от 2 мая 2016 года N59-ФЗ.
Как следует из материалов дела, по существу поставленного в обращении от 11 июля 2017 года вопроса о включении ее в список лиц, нуждающихся в получении садовых огородных и дачных земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, ответ ей дан не был.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о бездействии административного ответчика, выразившемся в оставлении без рассмотрения ее заявления от 11 июля 2017 года по указанному вопросу являются состоятельными и влекущими признание бездействия административного ответчика в оспариваемой части незаконным.
В связи с этим решение суда в указанной части в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит отмене, поскольку является правильным по существу.
Соответственно суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца путем принятия документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ, поскольку надлежащим способом восстановления нарушенного права административного истца в данном случае является возложение на МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" обязанности рассмотреть заявление Солнцевой Р.Р. от 11 июля 2017 года по существу поставленного в нем вопроса о включении ее в список лиц, нуждающихся в получении садовых и земельных участков.
С учетом изложенного решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение суда в части возложения на исполнительный комитет муниципального образования г.Казани обязанности устранить допущенное нарушение прав Солнцевой Р.Р. путем принятия документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества подлежит отмене с принятием в этой части нового решения о возложении на МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" рассмотреть заявление Солнцевой Р.Р. от 11 июля 2017 года по существу поставленного в нем вопроса о ее включении в список лиц, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 29 ноября 2017 по данному административному делу в части возложения на исполнительный комитет муниципального образования города Казани обязанности устранить допущенное нарушение прав Солнцевой Р.Р. путем приема документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества отменить и принять в этой части новое решение.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" рассмотреть заявление Солнцевой Регины Робертовны от 11 июля 2017 года по существу поставленного в нем вопроса о ее включении в список лиц, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В остальной части решение суда от 29 ноября 2017 года по данному административному делу оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.