Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 декабря 2017 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "КАМШИНТРАНС" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автостоянки), с кадастровым номером 16:53:030102:36, площадью 16 409,35 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, Промзона, в размере 7 487 596 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 июля 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "КАМШИНТРАНС" к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "КАМШИНТРАНС" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автостоянки), площадью 16 409,35 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, Промзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 9 октября 2003 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 25 690 314 рублей 27 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 4 285 762 рубля, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Зиганшин И.А, действующий в соответствии с предоставленными ему доверенностью от 20 июня 2017 года полномочиями, заявленные административные исковые требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:030102:36 в размере 7 487 596 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд первой инстанции принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности экспертного заключения N 111-Э/2017/17, подготовленного экспертом ООО "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание замечания на отчет: эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является нарушением, так как в заключении перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости, а не кадастровой.
В экспертном заключении были допущены нарушения методологии оценочной деятельности; эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является грубейшим нарушением законодательства об оценочной деятельности, поскольку перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости, а не кадастровой.
В суд апелляционной инстанции, лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как видно из материалов дела, ООО "КАМШИНТРАНС" является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автостоянки), площадью 16 409,35 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, Промзона, имеющего кадастровый.., поставленного на кадастровый учет 9 октября 2003 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 25 690 314 рублей 27 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 4 285 762 рубля, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявленные административные исковые требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:030102:36 в размере 7 487 596 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 1158-ЗУ от 29 июня 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный акционерным обществом Консалтинговое агентство " ФИО1" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "КАМШИНТРАНС", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 285 762 рубля.
На основании ходатайства представителя административных ответчиков судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 111-Э/2017 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С. отчет N 1158-ЗУ от 29 июня 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный акционерным обществом Консалтинговое агентство "Аналитика Право Сервис" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "КАМШИНТРАНС", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:030102:36 по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 285 762 рубля, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости спорного земельного участка определена в нем неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:53:030102:36, которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 7 487 596 рублей.
По мнению суда, заключение N 111-Э/2017 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" О.С. Белай соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, подробно исследовав и отразив в решении содержание эксперта N 111-Э/2017 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С, принял за основу решения кадастровую стоимость земельных участков, установленную в названном заключении. На основании исследования материалов дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объекта недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан суд счел основанными на неправильной интерпретации обстоятельств. Доказательств, опровергающих определенную экспертом рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Указание в апелляционной жалобе на то, что экспертное заключение не соответствует нормативам в области оценочной деятельности, само по себе не влияет на обоснованность выводов суда о приемлемости результатов экспертного заключения, поскольку приведено по формальным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств дела и сводятся к переоценке доказательств. Оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются заинтересованным лицом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 декабря 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.