Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего - Матакаевой С.К,
судей - Сыч О.А, Боташевой А.Р,
при секретаре судебного заседания - Баден И.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 октября 2017 года по иску Джандаровой Ф.А. к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о взыскании невыплаченной субсидии на приобретение жилого помещения и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А, объяснения истца Джандаровой Ф.А, представителя Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики - Кумратовой А.М, действующей на основании доверенности N 115 от 17 января 2018 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джандарова Ф.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о взыскании невыплаченной субсидии на приобретение жилого помещения, предусмотренной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90, в размере 1 682 370 рублей и компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что она является реабилитированной и с 1973 года состоит на учёте в Мэрии г. Черкесска в качестве нуждающейся в жилом помещении. Для постановки на учёт в целях обеспечения жилым помещением как реабилитированного лица, утратившего жилое помещение, она обратилась к ответчику, приложив к заявлению необходимый пакет документов. Однако письмом от 15 июня 2017 года N 2055 ей ответили, что действие Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 с 2008 года ежегодно приостанавливается, и проект приостановления его действия на 2017 год находится на рассмотрении Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Однако на момент подачи заявления действие этого постановления приостановлено не было. Кроме того, отсутствие в бюджете необходимых денежных средств не может являться легальным основанием для несоблюдения законодательства.
В судебном заседании Джандарова Ф.А. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении. Объяснила, что Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2017 года N 177 является незаконным, поскольку приостановило действие Постановления от 06 марта 2008 года N 90 задним числом с 01 января 2017 года.
Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики Кумратова A.M. в судебном заседании просила в иске отказать. Объяснила, что Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2017 года N 177 действие Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 было приостановлено с 01 января 2017 года. Заявление истицы не могло быть принято к рассмотрению, так как действие Постановления от 06 марта 2008 года N 90 приостановлено целиком, в том числе и в части, касающейся принятия заявлений.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики Байрамкулова С.Х. в судебном заседании просила в иске отказать. Объяснила, что на конец 2016 года дефицит республиканского бюджета составил более 686 млн. руб, в связи с чем действие Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 ежегодно приостанавливается с 01 января, и это постановление является фактически недействующим с момента его принятия.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Джандаровой Ф.А. отказано.
Не согласившись с решением, Джандарова Ф.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на то, что суд руководствовался лишь практикой фактического неприменения одного из важнейших по значению нормативных правовых актов, устанавливающего гарантии прав реабилитированных лиц, - Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90. На момент судебного разбирательства постановление от 20 июня 2017 года N 177 действительно было принято, однако, спор возник ранее, после получения отказа в постановке на учет. Поскольку на момент обращения в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2017 года N 177 не было принято, следовательно, именно отсутствие правовых оснований для отказа в принятии на учет влечет недействительность решения от 15 июня 2017 года N 2055.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции истец Джандарова Ф.А. полностью поддержала требования апелляционной жалобы и просила ее удовлетворить, решение отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика полагала, что решение подлежит оставлению без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы необходимо отказать.
Представитель Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, учитывая, что участники процесса были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Как следует из материалов дела, Джандарова Ф.А. является реабилитированной, что подтверждается свидетельством серии В N 128663, выданным Управлением социальной защиты населения г. Черкесска, согласно которому она имеет право на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
Письмом от 15 июня 2017 года N 2055 Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики возвратило Джандаровой Ф.А. её заявление по вопросу обеспечения жильем реабилитированных лиц в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 "О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, вернувшихся для проживания на прежнее место жительства в Карачаево-Черкесскую Республику", поскольку действие указанного постановления приостановлено в связи с отсутствием средств в республиканском бюджете.
Отказывая в удовлетворении требований Джанадаровой Ф.А. суд пришел к выводу, что у ответчика не было ни полномочий, ни фактической возможности принять, рассмотреть по существу и удовлетворить заявление истца, поскольку на период с 01 января до 31 января 2017 года действие Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 приостановлено, а другого нормативно-правового акта Карачаево-Черкесской Республики, который регламентировал бы вопросы, связанные с принятием на учёт и обеспечением жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, вернувшихся для проживания на прежнее место жительства, не имеется.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно статье Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Заочным решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 апреля 2017 года (л.д. 12, 13) было установлено, что отец Джандаровой Ф.А. - "ФИО"9, "дата" года рождения, и члены его семьи до 1935 года проживали в а. Эльбурган (Абаза-Хабль) КАО и имели в собственности жилой дом, расположенный в этом ауле. Этим же решением суд установил, что семья "ФИО"9, члены которой в 1935 году были репрессированы по политическим мотивам (по классовому признаку), в 1957 году вернулась со спецпоселения из Узбекской ССР в а. Эльбурган на прежнее место жительства, и что в связи с применёнными репрессиями по политическим мотивам (по классовому признаку) "ФИО"9 и члены его семьи в 1935 году утратили принадлежавший им жилой дом, находившийся в а. Эльбурган (Абаза-Хабль) КАО.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" за реабилитированными лицами, утратившими жилые помещения в связи с репрессиями, признаётся право возвращаться для проживания в те местности и населённые пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Согласно письма мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики N 1591 от 19 мая 2017 года Джандарова Ф.А. с составом семьи 3 человека состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с апреля 1973 года; Джандарова Ф.А. включена в льготную очередность на получение жилья в городе Черкесске и по состоянию на 01 января 2017 года номер в общей очередности по городу Черкеску - 47, в льготной очередности - 663 (л.д. 11).
06 марта 2008 года постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 90 утвержден Порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, вернувшихся для проживания на прежнее место жительства в Карачаево-Черкесскую Республику.
Руководствуясь вышеуказанным постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 90 "О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, вернувшихся для проживания на прежнее место жительства в Карачаево-Черкесскую Республику" Джандарова Ф.А. обратилась к ответчику с заявлением по вопросу обеспечения жильем как реабилитированного лица.
15 июня 2017 года по результатам рассмотрения заявления Джанадаровой Ф.А. ответчиком направлено письмо N 2055, согласно которому копии предоставленных ею документов возвращены, поскольку с 2008 года ежегодно действие указанного постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 приостанавливается в связи с отсутствием средств в республиканском бюджете, принятие на учет и обеспечение жильем реабилитированных лиц не осуществляется. При этом указано, что проект постановления о приостановлении действия постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 находится в Управлении документационного обеспечения Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики и будет рассмотрен на очередном заседании Правительства республики.
Действительно, действие постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 ежегодно приостанавливалось. В 2016 году его действие было приостановлено Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09 марта 2016 года N 34 "О приостановлении действия некоторых нормативных правовых актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики" до 31 декабря 2016 года.
На момент обращения Джандаровой Ф.А. с заявлением и получения отказа по результатам его рассмотрения, проект о приостановлении постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 как указывалось выше, не был рассмотрен. Фактически действие Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90 на 2017 год приостановлено Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 177 "О приостановлении действия некоторых нормативных правовых актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики" 20 июня 2017 года. Таким образом, в период с 01 января до 31 декабря 2017 года Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06 марта 2008 года N 90, действие которого приостановлено, не подлежит применению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене судебного решения, этим доводам уже дана надлежащая оценка судом первой инстанции и поскольку постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2017 года N 177 "О приостановлении действия некоторых нормативных правовых актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики" принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, права Джандаровой Ф.А. нарушены не были. Несогласие истицы с указанным постановлением не влечет его недействительность и не может служить основанием для его игнорирования ответчиком и (или) неприменения судом при рассмотрении настоящего дела.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, при рассмотрении дела, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 октября 2017 года по иску Джандаровой Ф.А. к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о взыскании невыплаченной субсидии на приобретение жилого помещения и компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Джандаровой Ф.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.