Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года по делу N 12-198/2017,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 от 30 октября 2017 года N 04-07-210/2017 генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью "ЧИСТОТА" Бережной Сергей Александрович привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года по делу N 12-198/2017 жалоба Бережного С.А. на постановление по делу об административном правонарушении от 30 октября 2017 года N 04-07-210/2017 - удовлетворена, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением суда, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, начальник Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 подал жалобу, в которой просит отменить решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года, постановление по делу об административном правонарушении от 30 октября 2017 года - оставить без изменения.
Жалоба мотивирована тем, что вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Так, заявитель указывает на то, что материалами дела подтвержден факт того, что генеральный директор ООО "ЧИСТОТА" Бережной С.А. осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 4 класса опасности при эксплуатации канализационных очистных сооружений без лицензии, поэтому правомерно привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и городу Севастополю Ульянкиной Ю.В, поддержавшей доводы жалобы, Бережного С.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I - IV классов опасности лицензируется.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как усматривается из материалов дела, 18 сентября 2017г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю ФИО5 было вынесено определение N 04-07-178/2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Чистота" в связи с тем, что в ходе обработки и анализа информации, полученной в августе 2017г. установлено, что ООО "Чистота" осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 4 класса опасности при эксплуатации канализационных очистных сооружений по адресу "адрес" "адрес" "адрес" N-А. без лицензии. Направленное ООО "Чистота" уведомление об осуществлении указанной деятельности не зарегистрировано, поскольку предприятием не были представлены необходимые документы.
По результатам административного расследования генеральный директор ООО "ЧИСТОТА" Бережной С.А. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за нарушение требований в области обращения с отходами, а именно требования Федерального Закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также лицензионных требований для субъектов, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности.
Отменяя постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 от 30 октября 2017 года, судья Феодосийского городского суда Республики Крым пришел к выводу, что вина генерального директора ООО "ЧИСТОТА" Бережного С.А. по ст.8.2 КоАП РФ не доказана, производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Так, в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки отнесены к отходам жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (код согласно ФККО 7 32000 00 00 0) и являются отходами 4 класса опасности (отходы (осадки) из выгребных ям - 7 32100 01 30 4; отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления - 7 32101 01 30 4; жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин - 7 32280 01 39 4).
По результатам лабораторных исследований проб отходов, взятых из ассенизаторского автотранспорта, который осуществлял слив отходов на канализационные очистные сооружения ООО "ЧИСТОТА", содержимое выгребных ям относится к жидким бытовым отходам 4 класса опасности.
Согласно разъяснительного письма Росприроднадзора от 04 апреля 2017 N12 -47/9678, в случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не попадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
Как усматривается, доказательств сброса воды после очистки в пруды-накопители у ООО "ЧИСТОТА" как и правоустанавливающих документов, регламентирующих законность сброса очищенной сточной воды с КОС в пруды-накопители, материалы дела не содержат.
ООО "ЧИСТОТА" заключен договор лишь на эксплуатацию комплекса КОС расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес"А, пруды накопители же находятся в собственности ООО " "данные изъяты"", с которым договорные отношения отсутствуют.
Данным обстоятельствам суд первой инстанции оценки не дал, с целью установления всех фактов, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек, а поэтому дело подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года по делу N 12-198/2017 -удовлетворить частично.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года по делу N 12-198/2017 в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ЧИСТОТА" Бережного Сергея Александровича - отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
Копия верна
Судья: "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.