Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Сакского районного суда Республики Крым Насырова Д.Р. от 22.12.2017 г. по делу N12-128/2017, которым постановление административной комиссии муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от 27.10.2017 г. по делу N1-52 об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от 27.10.2017 г. N1-52 Безугловец Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Безугловец Д.А. обжаловал его в судебном порядке.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 22.12.2017 г. по делу N12-128/2017 постановление административной комиссии муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от 27.10.2017 г. по делу N1-52 об административном правонарушении о привлечении Безугловца Д.А. к административной ответственности по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" оставлено без изменения, жалоба Безугловца Д.А. без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Безугловец Д.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 22.12.2017 г. по делу N12-128/2017.
В обоснование жалобы Сакского районного суда Республики Крым от 22.12.2017 г. по делу N12-128/2017 указывает на то, что придомовая территория, на которой было зафиксировано нахождение (парковка) автомобиля Безугловца Д.А. не является газоном. Кроме того, в обжалуемом решении суда указано, что Безугловцем Д.А. была нарушена ст. 9.1 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, а именно: на озелененных территориях запрещается ездить на автомашинах, парковать автотранспортные средства на газонах, при этом из объяснений Баевской Б.А, протокола об административном правонарушении, составленном по ее заявлению, зафиксирована лишь парковка автомобиля ЗАЗ-1102 на газоне; заявлений от других граждан, протоколов сотрудников полиции о езде данного автомобиля по зеленым насаждениям предоставлено не было.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 12.02.2018 г. Безугловец Д.А. доводы жалобы поддержал.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 9.1 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденных решением 18 сессии 1-го созыва Сакского городского совета от 27.02.2015 г. N1-18/3, на озелененных территориях запрещается, в том числе парковать автотранспортные средства на газонах.
При этом в соответствии с п. 4 указанных Правил газон - участок земли с искусственно созданным травяным покровом; травяной покров - газон, естественная травянистая растительность.
Как усматривается из материалов дела, 09.09.2017 г. в 90 часов 30 минут в МО "Сакский" поступило обращение от гражданки ФИО5 о том, что во дворе многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", на газонах стоят автомобили (л.д. 14).
По результатам проверки поступившего обращения заведующим сектора благоустройства отдела капитального строительства и ЖКХ администрации города Саки Александровой А.С. в отношении Безугловца Д.А. был составлен протокол об административном правонарушении N1-52 по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" поскольку 09.09.2017 г. в МО МВД "Сакский" КУСП-11145 зарегистрировано обращение, что во дворе многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", на газонах стояли автомобили, что является нарушением ст. 9.1 правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления (л.д. 10).
Постановлением административной комиссии муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от 27.10.2017 г. N1-52 Безугловец Д.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" и ему назначено наказание в виде минимального штрафа в размере 300 рублей (л.д. 9).
Суд первой инстанции, оставляя без изменения данное постановление должностного лица от 27.10.2017 г. N1-52, исходил из доказанности вины Безугловец Д.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым".
Считаю данные выводы суда первой инстанции преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Так, согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
При этом имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от 18.10.2017 г. N1-52, послуживший основанием для привлечения Безугловец Д.А. к административной ответственности по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 26.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым", описания события административного правонарушения не содержит.
В данном протоколе указано, что 09.09.2017 г. в МО МВД "Сакский" КУСП-11145 зарегистрировано обращение, что во дворе многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", на газонах стояли автомобили, что является нарушением ст. 9.1 правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления. При этом в данном протоколе не указано какие именно правила благоустройства были нарушены Безугловцем Д.А. и в чем выразилось нарушение последним указанных правил, не установлено, какие именно транспортные средства находились на газонах во дворе многоквартирного дома (марка и модель автомобилей, государственные регистрационные знаки данных транспортных средств) и принадлежал ли один из этих автомобилей Безугловцу Д.А.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Допущенное при составлении протокола об административном правонарушении нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако, оставлено должностным лицом и судом первой инстанции без внимания вопреки положениям ст.ст.24.1, 26.1 названного Кодекса.
В постановлении должностного лица и решении суда также указано, что основанием для привлечения Безугловца Д.А. к административной ответственности послужило нарушение ст. 9.1 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, согласно которой на озелененных территориях запрещается ездить на автомашинах, парковать автотранспортные средства на газонах, при этом также не указано, в чем именно выразилось нарушение данных Правил Безугловцем Д.А, какой автомобиль (марка и модель, государственный регистрационный знак данного транспортного средства) был припаркован на газоне и принадлежал ли этот автомобиль Безугловцу Д.А.
Более того, вменяемое Безугловцу Д.А. административное правонарушение средствами фото- либо видеофиксации должностными лицами при проведении проверки обращения гражданки Баевской И.А. не зафиксировано.
Указанное свидетельствует о том, что требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о необходимости выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда при рассмотрении дела выполнены не были, в связи с чем решение судьи нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 22.12.2017 г. по делу N12-128/2017 отменить. Материалы возвратить в Сакский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.