Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А,
судей Белоусовой В.В, Сыча М.Ю.
при секретаре Балаян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Степченковой Надежды Федоровны к Администрации г.Симферополя Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, о признании незаконным постановления Администрации г.Симферополя Республики Крым, восстановлении на жилищном учете, обязывании ответчика заключить договор социального найма,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 октября 2017 года,
установила:
Степченкова Н.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконным постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым от 14.12.2016 г, восстановлении на жилищном учете, обязывании ответчика заключить договор социального найма квартиры по "адрес".
Уточнив исковые требования, просила: признать незаконными постановление N 1172 от 27.04.2017 о снятии с учета на основании ч.2 ст.56 ЖК РФ; восстановить ее на жилищном учете как инвалида с момента первичной постановки на учет с 25.03.2003 года; обязать ответчика заключить договор социального найма на квартиру по "адрес".
Требования мотивированы тем, что она проживает совместно с семьей сына в квартире "адрес".
С 25.03.2003 года истица состояла на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения совместно с мужем Степченковым В.Ф, который, как и истица имел хроническое заболевание, препятствующее совместному проживанию с другими членами семьи, был инвалидом первой группы и участником ВОВ. Ежегодно они проходили перерегистрацию. Постановлением Администрации г.Симферополя Республики Крым N 2827 от 21.11.2016 года им была выделена однокомнатная квартира "адрес", был составлен договор социального найма.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 8).
После смерти ФИО1, истица была снята с учета. Указывает, что она является инвалидом первой группы, страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Просит удовлетворить заявленные требования.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 октября 2017 года иск Степченковой Н.Ф. удовлетворен частично.
Признано незаконным постановление Администрации г.Симферополя Республики Крым N 1172 от 27.04.2017 года "О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия Степченковой Н.Ф. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по ч.2 ст.56 ЖК РФ.
Восстановлена Степченкова Н.Ф. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с момента первоначальной постановки.
В удовлетворении остальной части требований Степченковой Н.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Администрация города Симферополя Республики Крым просит решение суда отменить, принять новое решение, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представители ответчика, третьего лица поддержали апелляционную жалобу, просили ее удовлетворить.
Представители истицы возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что согласно выписке из решения исполкома Киевского районного совета от 25.03.2003 N 48 на квартирный учет принят ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, Степченкова Надежда Федоровна, ДД.ММ.ГГГГ жена. В качестве основания для принятия на учет указан подп.3 п. 13 "Правил учета... " проживание в одной комнате с лицами, страдающими тяжелыми формами заболевания. В качестве оснований для предоставления льгот указан подп.3 п.44 "Правил учета", дата подачи заявления обозначена как 06.03.2003 Указано принять на квартирный учет составом семьи 2 человека, включить в списки первоочередников на основании заключения ВКК.
В материалах представленного Администрацией г.Симферополя Республики Крым учетного дела, открытого на имя ФИО1, имеется заявление ФИО1 от 06.03.2003 года о принятии его на квартирный учет с составом семьи два человека - супруга Степченкова Н.Ф. На указанном заявлении имеется надпись: "не возражаю быть принятой на квартирный учет вместе с мужем", стоит подпись без указания фамилии лица, сделавшего такую надпись.
По состоянию на 2003 год в деле имеется медицинское заключение только в отношении ФИО1 Также на имя ФИО1 представлены медицинские заключения от 2004, 2011, 2013 годов.
В справке N 3/542 от 04.03.2016 г. ГБУЗРК "Симферопольская поликлиника N 4" указано, что Степченкова Н.Ф. согласно Постановлению Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г. "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", по состоянию на 04.03.2016 г. имела заболевание, указанное в Списке заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади.
Письмом от 24.03.2016 г. N681/01-03 ГБУЗ РК "Симферопольская поликлиника N4" подтвержден факт выдачи указанной справки Степченковой Н.Ф. При этом указано, что ранее выданная справка будет заменена на медицинское заключение.
В письме Министерства здравоохранения РК от 31.05.2016 г. указано, что ранее выданные справки гражданину ФИО1 и Степченковой Н.Ф. были заменены на справку N 735 от 28.03.2016 г, где указаны коды заболеваний, дающие право на получение дополнительной жилой площади.
Материалы дела содержат медицинское заключение N 735 от 28.03.2016 N 735, которое выдано исключительно на имя ФИО1
В материалах учетного дела также имеется правка МСЭК от 10.09.2001 г. об установлении Степченковой Н.Ф. второй группы инвалидности бессрочно. Имеется подпись о том, что такая справка представлена в феврале 2016 года. Согласно справки МСЭК от 31.05.2010 г. Степченковой Н.Ф. установлена первая группа инвалидности.
Постановлением администрации г.Симферополя Республики Крым от 23.09.2016 г. N 2258 ФИО1 включен в список лиц, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений на основании п.2 ст.57 ЖК РФ. Указано, что ФИО1 состоит на учете с 2003 года, предоставил медицинскую справку КРКПБ N1 от 31.03.2016 г. N 20, которая дает право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Постановлением главы администрации г.Симферополя Республики Крым от 21.11.2016 г. N 2827 в 24 пункте определено предоставить ФИО1 квартиру "адрес". В качестве основания для принятия решения указан подп.3 п.2 ст.57 ЖК РФ, справка Крымской республиканской клинической больницы N 1 от 31.03.2016 г, постановление Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, постановление Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г.
Постановлением Администрации г.Симферополя Республики Крым N 3309 от 26.12.2016 г. в постановление от 21.11.2016 N 2827 внесены изменения, в части отмены пункта 24.
Постановлением администрации г.Симферополя Республики Крым N 1172 от 27.04.2017 г. ФИО1 снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи со смертью, Степченкова Н.Ф. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании ч.2 ст. 56 ЖК РФ. При этом в отношении Степченковой Н.Ф. указано, что она осталась проживать вместе с сыном в двухкомнатной благоустроенной квартире "адрес" общей площадью 47,9 кв.м, обеспеченность жильем в размере 24 кв.м, на одного человека.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст.17 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подп.3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
В силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из конституционно-правового толкования, изложенного в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 года N1848-0, следует, что сама по себе часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" не может рассматриваться как нарушающая конституционные права, поскольку направлена на сохранение прав граждан, принятых на учет до 01.03.2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма, не предполагает возможность снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения после указанной даты оснований постановки на такой учет.
Также Конституционный Суд РФ в определении от 01.12.2009 года N1549-О-П отметил, что закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий закреплены в ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом пункт 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ не может являться основанием для снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В оспариваемом постановлении Администрации города Симферополя Республики Крым N 1172 от 27.04.2017 в качестве основания указана часть 2 ст. 56 ЖК РФ, однако указанная часть правовой нормы не закрепляет основания для снятия граждан с учета нуждающихся в жилом помещении, а регулирует порядок принятия решения о снятии с учета. В связи с чем, принятие решения на основании ч.2 ст. 56 ЖК РФ не может быть признано соответствующим требованиям законодательства.
Из системного толкования ч.1 ст. 56 ЖК РФ и ст. 6 Вводного закона следует, что основаниями для снятия с учета, предусмотренными ст. 56 ЖК РФ, могут являться только те, которые перечислены в п. п. 1, 3, 4 и 5 данной статьи. Кроме того, иные основания для снятия с учета должны содержаться в нормах законодательства, которое до 01.03.2005 года давало право на получение гражданами, состоящими на учете, быть обеспеченными жилым помещением. Следовательно, в решении органа местного самоуправления должны быть приведены обстоятельства, которые в соответствии с нормами действовавшего до 01.03.2005 года законодательства давали право на получение жилья, но утрачены лицом, состоящим на учете.
Вместе с тем, изменение состава семьи в связи со смертью мужа, повлекшее изменение размера площади жилого помещения, приходящегося на Степченкову Н.Ф, не являлось основанием для постановки Степченковой Н.Ф. на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку основанием для постановки на учет являлось наличие у ФИО1 тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Кроме того, на момент принятия решения о снятии Степченковой Н.Ф. с учета нуждающихся в жилом помещении Администрацией г.Симферополя не было проверено наличие у Степченковой Н.Ф. основания для самостоятельной постановки на учет нуждающихся.
На момент принятия решения о снятии Степченковой Н.Ф. с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении в материалах учетного дела имелась справка N 428 от 24.11.2016 года, согласно которой Степченкова Н.Ф. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Указанная справка была представлена в Администрацию г.Симферополя Республики Крым 08.12.2016 года на основании заявления Степченковой Н.Ф. При этом решение о снятии с учета Степченковой Н.Ф. принято 27.04.2017 г, т.е. уже после предоставления документов, подтверждающих наличие оснований для того, чтобы остаться состоять на учете по основанию наличия у Степченковой Н.Ф. тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.
Факт смерти мужа Степченковой Н.Ф. не повлиял на нуждаемость очередника, поскольку право состоять на учете не было связано с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи.
В материалах учетного дела имеются заявления ФИО1 и Степченковой Н.Ф. от 25.05.2015 о включении в список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет бюджетных средств, путем предоставления единовременной денежной выплаты.
Из ответа Администрации г.Симферополя Республики Крым от 24.07.2015 г. исх. N 10184/24/01-34, находящегося в материалах учетного дела, следует, что Степченкова Н.Ф. была включена в республиканский список инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет бюджетных средств, утвержденный Министерством труда и социальной защиты N 251 от 15.06.2015 г. под номером 42 и являлась получателем единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Указано, что Степченкова Н.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Впоследствии письмом от 07.10.2015 исх. N12806/24/01-34 Степченковой Н.Ф. сообщалось об изменении номера очереди в республиканском списке, указано, что включена в список под номером 181.
В материалах учетного дела имеются письма на имя ФИО1, которому присваивался отдельный номер очередности (43 и 182 соответственно).
Единовременная денежная выплата Степченковым не была предоставлена.
Таким образом, при принятии решения о снятии Степченковой Н.Ф. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений Администрация г.Симферополя Республики Крым обладала сведениями о наличии у Степченковой Н.Ф. оснований, позволяющих находиться на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем, она должна была быть оставлена в очереди лиц нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Доводы представителя Администрации города Симферополя относительно отсутствия у истицы нуждаемости в улучшении жилищных условий основаны на неправильном понимании норм материального права.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования истицы о признании незаконным постановления Администрации г.Симферополя Республики Крым N 1172 от 27.04.2017 г. "О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия Степченковой Надежды Федоровны с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по ч.2 ст.56 ЖК РФ, а также восстановлении Степченковой Н.Ф. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения с момента первоначальной постановки - с 25.03.2003 года, подлежат удовлетворению.
В иной части (в части отказа в удовлетворении исковых требований Степченковой Н.Ф) решение суда не обжалуется, ввиду чего не является предметом апелляционного пересмотра.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и постановилзаконное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 октября 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.