Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Паниной П.Е,
судей
Егоровой Е.С, Матвиенко Н.О,
при секретаре
Калиниченко В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Паниной П.Е.
апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
по гражданскому делу по иску Шевченко Тараса Алексеевича к администрации г. Ялта Республики Крым, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, третье лицо - Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта, о признании незаконным и отмене постановлений, признании права на предоставление земельного участка в собственность, возложении обязанности совершить определенные действия,
установила:
Шевченко Т.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с указанным иском, мотивируя тем, что решением 27-й сессии Ливадийского поселкового совета 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N ему дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка N, ориентировочной площадью "данные изъяты" га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: пгт. Виноградное, район Верхнего Могабинского водохранилища. На Шевченко Т.А. возложена обязанность разработанный и согласованный в установленном законом порядке проект отвода земельного участка предоставить на утверждение в Ливадийский поселковый совет. Во исполнение вышеуказанного решения истцом заказан и разработан проект землеустройства по отводу земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ выдан кадастровый паспорт земельного участка, ему присвоен кадастровый N. Шевченко Т.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на землю. Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п Шевченко Т.А. отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" N, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с истечением срока действия решения 27-ой сессии Ливадийского поселкового совета 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N (п.4 Постановления Совета Министров Республики ФИО3 N от ДД.ММ.ГГГГ) и несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО3"). При повторном обращении Шевченко Т.А. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав постановлением Администрации города Ялта ДД.ММ.ГГГГ N-п отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м в порядке завершения оформления прав с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", участок N, в связи с окончанием срока действия решения 27-ой сессии Ливадийского поселкового совета 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N (ч.1 ст.13 Закона Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО3").
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск Шевченко Т.А. удовлетворен частично. Признано незаконным и отменено постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об отказе Шевченко Т.А. в предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" участок N, кадастровый N". Признано незаконным и отменено постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об отказе Шевченко Т.А. в предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок N, кадастровый N". На Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Шевченко Т.А. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок N, кадастровый N, и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств. В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно разъяснениям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 23 сентября 2014 года N01/194 завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21 марта 2014 года) в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона. Апеллянт указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание истечение срока действия решения органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Шевченко Т.А. Мысляев С.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители администрации г. Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, с ходатайствами не обращались.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67...
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Как усматривается из материалов дела, решением 27-й сессии Ливадийского поселкового совета 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка N, ориентировочной площадью "данные изъяты" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: пгт. Виноградное, район Верхнего Могабинского водохранилища. На Шевченко Т.А. возложена обязанность разработанный и согласованный в установленном законом порядке проект отвода земельного участка предоставить на утверждение в Ливадийский поселковый совет в установленном порядке.
Во исполнение вышеуказанного решения ДД.ММ.ГГГГ истцом заказан и разработан проект землеустройства по отводу земельного участка, согласно заключению государственной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ материалы как такие, что не в полной мере отвечают требованиям земельного законодательства, возвращены заказчику на доработку в связи с наличием замечаний. Сведений о предоставлении проекта землеустройства на утверждение в Ливадийский поселковый совет до ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен кадастровый N.
В апреле ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав.
Судом первой инстанции установлено, что заявление рассмотрено и вынесено оспариваемое постановление.
Так, постановлением главы Администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п ФИО1 отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 601 кв.м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" участок N, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с утратой силы действия решения 27-ой сессии Ливадийского поселковогоо совета от ДД.ММ.ГГГГ N (п.4 Постановления Совета Министров Республики ФИО3 N от ДД.ММ.ГГГГ годи) и несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО3").
ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Т.А. повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации "адрес" Республики ФИО3 с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.
Постановлением главы Администрации города Ялта от ДД.ММ.ГГГГ N-п ФИО1 отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 601 кв.м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", участок N, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с окончанием срока действия решения Ливадийского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N.
Признавая незаконным оспариваемые постановления органа местного самоуправления, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии Ливадийским поселковым советом ДД.ММ.ГГГГ решения N о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка при отсутствии нормативно-правового акта не был установлен срок его действия, Администрацией города Ялты Республики Крым не была в полном объеме проведена проверка на предмет соответствия места расположения испрашиваемого истцом земельного участка градостроительной документации.
Доводом апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты является неправильное применение судом первой инстанции норм закона, определяющих срок действия решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
При проверке законности решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что завершение оформление права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г. и действовавших на эту дату.
В соответствии с п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 г. N509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" (вступил в силу 14 октября 2008 г.), принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Таким образом, решение Ливадийского поселкового совета N41 от 19 апреля 2005 года как принятое и не исполненное до вступления в силу Закона Украины от 16 сентября 2008 г. N509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" действовало на протяжении двух лет со дня вступления в силу указанного закона до 14 октября 2010 года. Иное привело бы к ограничению правомочий собственника земельного участка (органа муниципального образования) на неопределенный срок, что не соответствует принципу необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе в сфере земельных правоотношений.
Вопреки выводам суда первой инстанции, разработка в 2005 году проекта землеустройства по отводу земельного участка сама по себе не свидетельствует о том, что решение Ливадийского поселкового Совета N от ДД.ММ.ГГГГ является исполненным, на что ошибочно указывает суд первой инстанции, поскольку Шевченко Т.А. не представил разработанный и согласованный в установленном порядке проект отвода земельного участка на утверждение в Ливадийский поселковый совет, т.е. не исполнил обязанность, возложенную на него пунктом 2 решения Ливадийского поселкового совета N от ДД.ММ.ГГГГ, что в силу п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" свидетельствует о том, что срок действия решения N от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом не доказано представление на согласование проекта отвода земельного участка с момента принятия решения органом местного самоуправления и до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для исполнения возложенной на него обязанности.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку решение Ливадийского поселкового Совета N от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлось недействующим, исходя из содержания указанных выше норм закона, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы и незаконности принятого судом первой инстанции решения о частичном удовлетворении искового заявления Шевченко Т.А.
Доводов, направленных на оспаривание выводов суда в остальной части, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем решение суда в остальной части не было предметом апелляционного рассмотрения.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения исковых требований и принятии по делу в указанной части нового решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым - удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконными и отмене постановления Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об отказе Шевченко Т.А. в предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок N, кадастровый N", постановления Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об отказе Шевченко Т.А. в предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок N, кадастровый N", и возложении обязанности на Администрацию г. Ялта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Шевченко Т.А. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок N, кадастровый N - отменить.
Принять в указанной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.