судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Егоровой Е.С.
Сыча М.Ю.
при секретаре Балаян Л.А.
с участием - прокурора Петриковской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Прокурора г. Алушты Республики Крым в интересах Катеринюк Л.О. к Администрации г. Алушты Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении жилья и понуждении выполнить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации г. Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23.10.2017г,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кузнецовой Е.А, пояснения прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
06.07.2017г. прокурор г. Алушта Республики Крым в иске в интересах Катерынюк Л.О. просил возложить на Администрацию города Алушта Республики обязанность по предоставлению Катерынюк Л.О. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений с возложением на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обязанности по обеспечению финансирования расходов, связанных с предоставлением Катерынюк Л.О. благоустроенного жилого помещения
В обоснование требований указал, что в ходе проверки по обращению Катерынюк Л.О, 15.05.1996г. рождения, являющейся лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, в деятельности Администрации г. Алушты Республики Крым выявлен факт нарушения жилищного законодательства по обеспечению Катерынюк Л.О. жильем.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 23.10.2017г. иск удовлетворен частично.
На Администрацию г. Алушты Республики Крым возложена обязанность по предоставлению Катерынюк Л.О, 15.05.1996г. рождения, благоустроенного применительно к условиям муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым отказано.
В апелляционной жалобе Администрация г. Алушты Республики Крым просит указанное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. В частности указывают на то, что разрешая спор, суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки доводам о финансировании расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на 2017г. из федерального бюджета.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по следующим основаниям.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу приведенных процессуальных норм судебная коллегия рассматривает настоящее дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а также проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Катерынюк Л.О, 15.05.1996г. рождения, является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, в связи с тем, что сведения об отце Катерынюк внесены в свидетельство о рождении со слов матери, а мать - ФИО2 с 05.03.2014г. значится умершей на основании решения Алуштинского городского суда АР Крым (л.д. 9, 13, 15).
Решением Совета опеки и попечительства Исполнительного комитета Алуштинского городского совета АР Крым от 14.05.2002г. N 88 опекуном Катерынюк Л.О. назначена Катерынюк Н.В. (л.д. 13).
Согласно ордеру N 4 от 30.01.2013г, выданному Республиканским предприятием "Алуштинское ремонтно-строительное управление" АР Крым, Катерынюк Л.О. предоставлено жилое помещение в общежитии - комната N по "адрес" (л.д. 17).
Решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета АР Крым от 29.03.2013г. N 83 утвержден список граждан, принятых на квартирный учет по месту жительства при исполкоме городского совета, согласно которого Катерынюк Л.О. значится под N 1781 в общей очереди и под N 156 в льготной очереди (л.д. 8).
Согласно акту обследования жилого помещения от 25.06.2016г. комиссия Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Алушты пришла к выводу о постановке Катерынюк Л.О. на квартирный учет (л.д. 19).
Из справки Крымского республиканского предприятия "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации" от 27.11.2012г. N 270 усматривается, что Катерынюк Л.О. в числе зарегистрированных граждан, имеющих объекты недвижимого имущества в г. Алушта, не значится (л.д. 20).
Согласно уведомлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08.07.2016г. N90/011/998/2016-698 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о наличии у Катерынюк Л.О. недвижимого имущества (л.д. 21).
В 2013г. Катерынюк Л.О. поступила на хозяйственно-правовой факультет дневной бюджетной формы обучения в Национальный юридический университет им. Я. Мудрого, со сроком обучения до июня 2017г. (л.д. 10, 11).
Согласно п.п. 1, 9 ст. 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ от 21.12.1996г, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им, в том числе по завершении получения профессионального образования.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пп. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 18.12.2014г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с п. 1 ст. 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 8 указанного Закона Республики Крым, жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
В соответствии со ст. 9 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: - по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; - по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; - по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18.12.2014г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016г. N 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается Законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Порядка).
При этом, п. 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном п. 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные п. 6 Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п.п. 7, 8, 9 Порядка).
При этом, такое соглашение о предоставлении субвенции, в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016г. N 359, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме условий предоставления субвенций, установленные п. 6 Порядка.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Катерынюк Л.О. имеет право на обеспечение ее жилым помещением, вместе с тем суду не предоставлено и материалы дела не содержат доказательств соблюдения порядка обеспечения ее жилым помещением, в том числе относительно выполнения органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016г. N 359.
Материалы дела не содержат данных о поступлении в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в 2016г. заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования. При этом информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, должна была быть учтена при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым в данном случае отсутствуют.
Разрешая спор, судом первой инстанции полно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно определен характер спорных правоотношений, оценены доводы сторон и представленные ими доказательства с изложением в решении суда выводов, правильность которых не вызывает у судебной коллегии сомнений и апеллянтом не опровергнута.
Доводы апелляционной жалобы обоснованность указанных выводов не опровергают, направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 23.10.2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Алушты Республики Крым без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Е.А. Кузнецова
Судьи: Е.С. Егорова
М.Ю. Сыч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.