Судья Верховного суда Республики Бурятия Захаров Е.И.,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрев жалобу представителя Прибайкальской районной администрации Лукьяненко А.С. на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении Комитета по управлению муниципальным хозяйством,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы Раднаева А.Н. от 22 ноября 2017 года Комитет по управлению муниципальным хозяйством Прибайкальского района признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2017 года постановление оставлено без изменения, жалоба председателя Комитета по управлению муниципальным хозяйством Администрации МО "Прибайкальский район" Васильева Д.Ю. - без удовлетворения.
Обращаясь в вышестоящий суд с жалобой, представитель Лукьяненко А.С. просит отменить решение, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что выявленные нарушения допущены не Комитетом по управлению муниципальным хозяйством, поскольку в период с 03.07.2017 г. по 01.08.2017 г. муниципальное имущество, в том числе очистные сооружения ст.Таловка находились в аренде ООО "ЖКХ Прибайкальское", в период с 02.08.2017 г. по 01.09.2017 г. - в аренде ООО "Перспектива". На основании договора от 11.09.2017 г. очистные сооружения в с.Таловка переданы в безвозмездное пользование Администрации МО СП "Ильинское". Также ссылается на отсутствие умысла в действиях Комитета по управлению муниципальным хозяйством на совершение нарушения, а также на малозначительность совершенного правонарушения.
На заседании вышестоящего суда представитель Администрации МО "Прибайкальский район" Лукьяненко А.С. поддержала доводы жалобы.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, старший государственный инспектор по охране природы Республики Бурятия Раднаев А.Н. в вышестоящий суд не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Лукьяненко А.С. не нахожу оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдение требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из материалов дела усматривается, что с 3 по 7 сентября 2017 года Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений. В ходе проверки установлено, что в период с 3 по 7 сентября 2017 года водоотведение и очистка хозяйственно-бытовых сточных вод от жилого сектора п.Таловка, в том числе сброс сточных вод после очистки береговым сосредоточенным водовыпуском в р.Таловка, осуществлялись собственником очистных сооружений - Комитетом по управлению муниципальным хозяйством Администрации МО "Прибайкальский район" при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Тем самым, Комитетом по управлению муниципальным хозяйством Администрации МО "Прибайкальский район" допущено самовольное пользование водным объектом р. Таловка для сброса сточных вод без разрешительных документов.
Районный суд, изучив имеющиеся доказательства, в том числе, протокол об административном правонарушении от 08.11.2017 г, справку о результатах участия в проверке Генеральной прокуратуры и Росприроднадзора по исполнению природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений Прибайкальского и Кабанского районов, признал их достаточными, оценил их в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и пришел к выводу о том, что в действиях Комитета по управлению муниципальным хозяйством Администрации МО "Прибайкальский район" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Поскольку основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужил факт эксплуатации собственником очистных сооружений с нарушением экологических требований в период с 3 по 7 сентября 2017 года, должностным лицом и районным судом обоснованно не принят во внимание факт эксплуатации очистных сооружений иными юридическими лицами - ООО "ЖКХ Прибайкальское" в период с 03 июля по 1 августа 2017 г. на основании договора аренды муниципального имущества N 5\17 от 03.07.2017 г. (л.д.68-69), ООО "Перспектива" - с 2 августа по 1 сентября 2017 года на основании договора аренды муниципального имущества N 6/2017 от 02.08.2017 г. (л.д.72-73), МО СП "Ильинское" в безвозмездное пользование с 11 сентября 2017 г. на основании договора безвозмездного пользования от 11.09.2017 г. (л.д.61-64).
Оснований для признания совершенного Комитетом по управлению муниципальным хозяйством правонарушения малозначительным не установлено.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 г. N 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Основным критерием при решении вопроса о малозначительности административного правонарушения является наличие или отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное Комитетом по управлению муниципальным хозяйством правонарушение связано с нарушением водного законодательства, одним из принципов которого является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, важнейшей составной части окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира. Правонарушение посягает на безопасность окружающей среды и здоровье граждан, что, в свою очередь, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений.
Административное наказание назначено Комитету по управлению муниципальным хозяйством в соответствии с санкцией ст.8.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Комитета по управлению муниципальным хозяйством Прибайкальского района к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы от 22 ноября 2017 года, решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 27 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Комитета по управлению муниципальным хозяйством Прибайкальского района оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.