Судья Верховного суда Республики Бурятия Захаров Е.И.,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" Стафеевой А.В. на постановление главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 27 октября 2017 года, решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 27 октября 2017 г. МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представителем МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" была подана жалоба в районный суд с требованием об отмене вынесенного постановления.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 декабря 2017 года данное постановление оставлено без изменений, жалоба без удовлетворения.
Представителем МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" Стафеевой А.В. подана жалоба на указанные постановление и решение, в которой она просит решение отменить, ограничившись устным замечанием, указывая, что должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении не приняты должным образом положения о возможности освобождения юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
В судебном заседание представитель МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" Стафеева А.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Государственный инспектор труда в Республике Бурятия Иванова Е.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, считает, что оснований для прекращения дела в связи с малозначительностью не имеется.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Согласно частям седьмой и восьмой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны работники учебно-воспитательных учреждений.
В силу части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 18 мая 2017 года должностным лицом указанного органа в отношении МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" в период с 25 мая по 22 июня 2017 г. была проведена плановая выездная проверка, в рамках которой установлено, что в нарушение требований статей 76, 212 Трудового кодекса Российской Федерации учреждение, являясь работодателем, не исполнило обязанность по недопущению к работе работника Бадмаева Б.Ж, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.
Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 22 июня 2017 года N 8-ПП/2017-1/64/274/44/2.
По данному факту 6 октября 2017 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Бурятия в отношении МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 27 октября 2017 года МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Учреждения подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые получили надлежащую оценку должностного лица, суда первой инстанции в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ и представителем МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" не оспаривается.
Вместе с тем, проверив материалы дела, прихожу к выводу, что имеются основания для признания совершенного Учреждения административного правонарушения при обстоятельствах, установленных по делу, малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 названного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание вышеизложенное, все обстоятельства по делу, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного юридическим лицом, учитывая, что допущенное нарушение не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и серьезных последствий в виде причинения вреда, а также с учетом устранения работодателем в кратчайшие сроки нарушения в виде направления работника Бадмаева Б.Ж. на психиатрическое освидетельствование и прохождения им данного освидетельствования 12 июля 2017 г. с результатом о пригодности к выполнению деятельности (работы) в условиях повышенной опасности, считаю возможным признать совершенное МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" правонарушение малозначительным и освободить учреждение от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.7, ст.2.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 27 октября 2017 года и решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении МБОУ "Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат" отменить.
Производство по делу прекратить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Судья Верховного суда
Республики Бурятия Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.