Постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие образования Тернейского муниципального района на 2012-2014 годы" (прилагается).
2. Общему отделу администрации Тернейского муниципального района разместить постановление на официальном сайте.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования в газете "Вестник Тернея".
4. Постановление администрации Тернейского муниципального района от 25.10.2011 г. N 315 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие образования Тернейского муниципального района на 2012-2014 годы считать утратившим силу с момента вступления в силу настоящего постановления.
Глава Тернейского муниципального района - администрации |
В.А. Изгородин |
Муниципальная целевая программа
"Развитие образования Тернейского муниципального района на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением Муниципального учреждения "Администрация Тернейского муниципального района" Приморского края от 21 декабря 2011 г. N 408)
Паспорт
муниципальной целевой программы "Развитие образования в Тернейском муниципальном районе на 2012-2014 годы
1. Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие образования в Тернейском муниципальном районе на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
||||
2. Основания для разработки Программы |
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" с изменениями; Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 04.02.2010 N Пр-271; |
||||
3. Заказчик разработки Программы |
Администрация Тернейского муниципального района |
||||
4. Основные разработчики программы |
Управление образования администрации Тернейского муниципального района |
||||
5. Цели и задачи Программы |
- формирование развитой системы образования на территории Тернейского района, обеспечивающей высокую доступность качественного образования, соответствие муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина; Программа предполагает решение следующих задач: - совершенствование содержания и технологий образования, создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования; - совершенствование организационно-экономических механизмов в сфере образования; - совершенствование форм и методов воспитания, социализации детей и молодежи, сохранение целостности системы дополнительного образования; - улучшение качественного состава кадров образовательных учреждений; - ресурсное обеспечение сферы образования; - удовлетворение потребностей населения в местах и услугах системы дошкольного образования, увеличение показателей охвата детей услугами дошкольного образования; - повышение качества дошкольного образования, укрепление здоровья детей, улучшение условий их содержания в детских садах и подготовки к обучению в школе; - повышение социально-экономической эффективности функционирования системы образования. |
||||
6. Основные мероприятия Программы |
- совершенствование инфраструктуры образовательных учреждений; - развитие муниципальной системы работы с одаренными детьми; - обеспечение государственной и муниципальной поддержки педагогических кадров. |
||||
7. Исполнители Программы |
"Управление образования администрации Тернейского муниципального района", образовательные учреждения |
||||
8. Объёмы и источники финансирования Программы |
- финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счёт средств районного бюджета. Мероприятия Программы предполагаются к реализации в рамках бюджета действующих обязательств. Общий объём финансирования Программы составляет (тыс. руб.): |
||||
Районный бюджет |
2012 |
2013 |
2014 |
итого |
|
3600 |
7493 |
5437 |
16530 |
||
Объёмы финансирования Программы за счёт средств районного бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями районного бюджета | |||||
9. Ожидаемые конечные результаты |
Сформированность развитой системы образования на территории Тернейского района, обеспечивающей высокую доступность качественного образования, соответствие муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Тернейский муниципальный район (административный центр посёлок Терней) расположен в северо-восточной части Приморского края, граничит с Пожарским, Красноармейским, Дальнегорским районами Приморского края, а так же с Хабаровским краем.
Площадь района составляет 27 тыс. кв. км. или 16,7% от площади Приморского края. От м. Грозный на юге до истоков р. Дагды на севере, район протянулся на 467 км. при максимальной ширине 103 км.
В районе 10 населенных пунктов. По состоянию на 1.09.2011 в Тернейском районе функционировали 20 муниципальных образовательных учреждений (10 общеобразовательных школ, 7 дошкольных образовательных учреждений, деятельность одного из которых приостановлена в связи с отсутствием лицензии, 3 учреждения дополнительного образования детей. Причем деятельность учреждений дополнительного образования охватывает детей, проживающих в п. Терней и п. Пластун).
Таким образом, не все участники образовательного процесса имеют возможность получать качественное дошкольное и дополнительное образование.
Указанные обстоятельства предполагают фокусирование внимания на создании условий для осуществления жителями района потребности в непрерывном образовании.
Дошкольное образование
На 1.09.2011 в Тернейском районе основную образовательную программу дошкольного образования реализовывало 6 образовательных учреждений с общим числом воспитанников 580 человек.
Функционировало 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, группы дошкольного образования организованы в 2 дошкольных образовательных учреждениях на базе школ с. Амгу, с. Усть-Соболевка, п. Светлая и с. Кема. Число мест для дошкольников в образовательных учреждениях района составляет 580.
Изменения в сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и численности детей, посещающих эти учреждения, в 2011 году представлены в следующей таблице:
|
1.09.2010 |
1.09.2011 |
2010 год в % к 2011 году |
Число дошкольных учреждений - всего, единиц |
7 |
6 |
85,7 |
Кроме того, общеобразовательные учреждения, имеющие группы дошкольного образования |
- |
- |
- |
Число мест в дошкольных учреждениях - всего, единиц |
514 |
571 |
111 |
Численность детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях - всего, человек |
546 |
580 |
106,2 |
Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием в 2010 году по Тернейскому району в целом составил 48,8%.
Динамика изменения охвата детей в возрасте 1-6 лет дошкольными учреждениями
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего % к численности детей соответствующего возраста |
39,3 |
52 |
47 |
48,8 |
В настоящее время не удовлетворяется возросший спрос населения на услуги дошкольных образовательных учреждений. В п. Терней существует очерёдность детей для определения их в муниципальные ДОУ. На 1.09.2011 очерёдность составляла - 352 ребенка.
В Тернейском районе не развиты различные формы и виды дошкольного образования. Все муниципальные дошкольные образовательные учреждения района двух видов - детские сады 2 и 3 категории.
Хроническое недофинансирование дошкольных образовательных учреждений не позволяет им создать современную учебно-материальную базу, сформировать библиотечные фонды, широко использовать современные образовательные технологии, что существенно тормозит процесс модернизации системы образования, не позволяет повысить качество дошкольного образования.
Статистика свидетельствует о том, что 100% зданий детских садов функционируют более 30 лет. Материально-техническая база большинства детских садов поддерживается усилиями трудовых коллективов и родителей.
Решение задач по повышению доступности и качества дошкольного образования невозможно без развития кадрового потенциала дошкольных учреждений. Численность педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях Тернейского района на 1.09.2011 года насчитывала 53 человек, из них 38 человек составляют воспитатели, из которых 5% имеют законченное высшее педагогическое образование.
Дошкольные образовательные учреждения на начало 2011 года были укомплектованы педагогическими кадрами на 100%.
В целях реализации права каждого гражданина Российской Федерации на качественное образование в Тернейском районе обеспечиваются ребёнку предшкольного возраста (5-7 лет) равные стартовые возможности для обучения в школе.
В Тернейском районе 69,5% первоклассников 2011/2012 учебного года - выпускники дошкольных учреждений. В северных населённых пунктах дети, не посещающие ДОУ, были охвачены предшкольной подготовкой в "Группах кратковременного пребывания", открытых в МДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" на базе общеобразовательных школах района (Малая Кема, Амгу, Усть-Соболевка, Светлая). Но всё же значительно возросший спрос населения на услуги дошкольного образования не удовлетворяется в полном объёме. Для решения вопроса по созданию дополнительных мест необходимо реализовать ряд мероприятий по проведению капитального ремонта и реконструкции зданий в п. Светлая (на 15 мест), в п. Амгу (на 30 мест). Необходимо открытие дополнительных дошкольных групп в МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" и МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" на 24 места каждая, в МКОУ "СОШ с. Амгу" - 20 мест, в МКОУ "СОШ с. Максимовка", МКОУ "СОШ с. Малая Кема", МКОУ "СОШ с. Усть-Соболевка" - 17 мест каждая.
Таким образом, система дошкольного образования Тернейского района решает вопросы обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования и способствует выполнению социального заказа общества, но вместе с тем требует дальнейшего развития видового разнообразия образовательных, коррекционных, оздоровительных услуг, повышения качества образования, условий содержания дошкольников, экономической эффективности системы образования.
Общее образование
С целью реализации конституционного права граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в Тернейском районе продолжала функционировать сеть общеобразовательных учреждений. Основным критерием изменения сети ОУ стало требование повышения качества образовательных услуг.
Так, за 5 лет (начиная с 2006 года) количество общеобразовательных учреждений сократилось с 12 на 2 единиц и на 1 сентября 2011 года составило 10 общеобразовательных учреждений. Из них:
среднего общего образования - 9;
основного общего образования - 1.
В районе далеко не все школы имеют достаточно полную и современную учебно-материальную базу, отвечающую требованиям времени, в которых просто невозможно получить соответствующее качественное образование.
Образовательная инициатива "Наша новая школа" предполагает, что в школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Нормативно-подушевое финансирование, в основу которого положен главный критерий - экономическая эффективность государственных расходов на образование, в конечном итоге приводит к реструктуризации малокомплектных школ.
Из-за неблагоприятной демографической ситуации в 2010 г. и отсутствия какой-либо перспективы на улучшение реструктуризация коснулась 2 общеобразовательных школ. С начала учебного года ликвидированы: МОУ "СОШ N 1 п. Пластун" и МОУ "СОШ N 2 п. Пластун" реорганизованы в МОУ "СОШ п. Пластун", МОУ "ВОШ N 2 п. Терней" ликвидирована.
Полностью ликвидирована система дополнительного образования на базе образовательных учреждений.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Управлением образования созданы условия для обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами, организовано проведение в установленном порядке аттестации руководящих и педагогических кадров. Проводится системная работа по повышению квалификации педагогов.
На начало 2011-2012 учебного года во всех видах образовательных учреждений района работают 233 педагогических работников.
Образовательные учреждения района плохо укомплектованы педагогическими кадрами.
Вакансии на 2011-2012 учебный год составляют 16 человек. Из них:
учитель английского языка - 6; учитель русского языка и литературы - 4; учитель математики - 1; учитель физической культуры и ОБЖ - 1; учитель начальных классов - 2; учитель географии - 1; учитель истории и обществознания - 1.
Средний возраст учителей Тернейского муниципального района составляет 45 лет (до 25 лет - 5,23%, 25-30 лет - 11,8%, 31-45 лет - 30,1%, больше 45 лет - 52,9%).
Высшее образование имеют 56,9% педагогов, среднее специальное - 39,9%, начальное профессиональное - 3,3%.
Существенным фактором, определяющим процессы повышения квалификации, является реализация Приоритетного национального проекта "Образование". Опыт лучших образовательных учреждений и учителей учителей-победителей ПНПО активно используется в процессе повышения квалификации педагогов.
С 2006 г. педагоги принимали активное участие в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей области, проводимого в рамках реализации ПНП "Образование" 6 учителей района, участвующих в конкурсе, получили грант Президента РФ.
Состояние кадрового потенциала образовательных учреждений района не позволяет квалифицированно осуществлять обновление содержания образования, внедрение новых педагогических технологий, результатом чего являются прочные знания выпускников, дающие им возможность успешно адаптироваться в обществе.
Здоровый образ жизни и экологическое сознание
Сохранение и укрепление здоровья человека является одной из важнейших задач любого цивилизованного общества. Формирование здоровья подрастающих поколений требует межведомственного взаимодействия и координации усилий здравоохранения, образования, семьи, социальных служб, сети учреждений спортивно-оздоровительного профиля.
В рамках реализации программы система образования сосредоточит свои усилия на формировании навыков здорового образа жизни у обучающихся, снижение отрицательного влияния "школьных факторов риска" на здоровье участников образовательного процесса при наращивании качественных показателей учебной деятельности.
В организации здоровье сберегающей деятельности значительное внимание должно быть уделено повышению эффективности занятий физической культурой, развитию внеурочных спортивно- оздоровительных форм работы и просветительской работе с родителями. Но состояние спортивных залов, спортивного инвентаря и отсутствие квалифицированных кадров для проведения мониторинга состояния здоровья учащихся не позволяет на данный момент говорить о полноценной здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений.
На 1.09.2011 года в районе 16 детей-инвалидов обучается в общеобразовательных учреждениях, из них 2 находится на индивидуальном обучении по общеобразовательным программам. Детей дошкольного возраста 11 чел. В 2010 году была продолжена работа по сохранению и укреплению здоровья детей. По результатам медицинского осмотра школьников распределение учащихся по физкультурным группам следующее:
- основная - 89%
- подготовительная - 9%
- специальная - 2%
Вопросы здоровья человека, его жизнедеятельности неразрывно связаны с экологией, рациональным природопользованием. Познание молодым гражданином самого себя, окружающего мира и влияния его и всего человеческого сообщества на экологию будет способствовать осознанию современных зависимостей глобального пространства.
Ресурсное обеспечение системы образования
Проведена большая работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений Тернейского муниципального района, а именно:
- за период 2007-2008 гг. для муниципальных образовательных учреждений закуплены спортивное оборудование и инвентарь;
- за период 2006-2008 гг. приобретено 6 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения специализированных учебных кабинетов.
Развитие современных образовательных технологий и возрастающие требования к качеству подготовки выпускников требуют систематического обновления компьютерной техники, медиатехники, ростовозрастной мебели, спортивного инвентаря и оборудования спортзалов и кабинетов.
2. Цель и задачи программы, основные направления реализации программы
2.1. Цель и задачи Программы
Основная стратегическая цель преобразований, отражённая в настоящей Программе, заключается в формировании развитой системы образования на территории Тернейского района, обеспечивающей повышение доступности качественного образования, соответствие муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина формирование развитой системы образования на территории Тернейского района.
Для реализации указанной цели, программой предусмотрено решение следующих задач:
- совершенствование содержания и технологий образования, создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования;
- совершенствование организационно-экономических механизмов в сфере образования;
- расширение сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- совершенствование форм и методов воспитания, социализации детей и молодёжи, сохранение целостности системы дополнительного образования;
- ресурсное обеспечение сферы образования.
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счёт реализации программных мероприятий, сформированных по кластерному принципу, отражающему основные направления развития образовательного комплекса Тернейского района на 2012-2014 годы.
2.2. Основные направления реализации Программы
1. Совершенствование содержания и технологий образования, создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования, создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении качественного образования обеспечивается за счёт реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
Дошкольное образование:
- сохранение и развитие сети различных видов ДОУ с учётом потребностей населения;
- создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшение условий содержания детей и подготовки их к школе;
- улучшение условий содержания детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- укрепление здоровья детей;
- повышение экономической эффективности системы дошкольного образования;
- повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы на основе гибкости и многообразия представляемых образовательных услуг в соответствии с обновлённым перечнем вариативных организационных моделей и форм дошкольного образования, типов и видов образовательных учреждений;
- развитие новых видов и типов дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для формирования предпосылок к овладению учебной деятельностью и навыков общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, социализации личности в рамках взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
- организация процесса преемственности в духовно-нравственном развитии и воспитании гражданской идентичности ребёнка на предшкольной и начальной ступенях образования.
Общее образование:
- внедрение нового базисного учебного (образовательного) плана, обновление структуры общего среднего (полного) образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС);
- внедрение образовательных программ, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения и направленных на решение поставленных в них целей и задач и, прежде всего, успешную социализацию и формирование гражданской идентичности школьников;
- организационно-методическое сопровождение внедрения образовательными учреждениями образовательных программ (в том числе программ внеурочной деятельности), отражающих специфику развития Тернейского района и его социально-культурных традиций;
- формирование правовой, исторической, духовно-нравственной, языковой, семейной, эстетической, экологической культуры, а также культуры здоровья;
- совершенствование муниципальной системы поиска и поддержки одарённых детей, раннее выявление и поддержка талантов, формирование особых траекторий развития обучающихся, позволяющих полностью реализовать творческий потенциал;
- информационная поддержка образовательных потребностей обучающихся, в том числе свободный доступ к образовательным ресурсам в системе непрерывного образования, когда ключевым фактором становится самостоятельная работа обучающихся, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования;
- создание условий для организации внеурочной учебной деятельности в образовательных учреждениях;
- развитие муниципальной системы дополнительного образования детей и молодежи, доступность и бесплатность системы дополнительных образовательных услуг, в том числе в рамках общего образования;
- широкое внедрение в образовательно-воспитательный процесс современных образовательных технологий и технических средств, в том числе информационно-коммуникационных;
- выявление приоритетных систем образования в условиях вариативности, внедрение систем и учебно-методических комплексов, развивающего обучения в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений;
- модернизация инфраструктуры физического воспитания в образовательных учреждениях Тернейского района;
- развитие учебно-методической и материально-технической базы для обучения детей и молодёжи основам безопасности жизнедеятельности с учетом современных требований и актуальных задач по минимизации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
- реализация индивидуально-дифференцированного подхода к обучению школьников как способа удовлетворения индивидуальных образовательных запросов заказчиков образовательных услуг;
- увеличение исследовательской компоненты в обучении; усиление роли и значимости учебных курсов с элементами освоения технологий решения исследовательских задач;
- изменение подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач.
Здоровье сберегающие технологии:
- разработка муниципальных нормативно-правовых документов по здоровье сберегающей деятельности в системе образования;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений для эффективной интеграции здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс;
- совершенствование медицинского обеспечения в образовательных учреждениях в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, требований "Стандарта медицинского обеспечения" детей в образовательных учреждениях;
- совершенствование системы школьного питания в рамках нормативно-правового, финансово-экономического, технологического, кадрового и организационно-управленческого обеспечения;
- внедрение в практику образования психолого-педагогических технологий, снижающих индивидуальные риски для здоровья субъектов образовательной деятельности;
- повышение значимости уроков физической культуры в структуре воспитательного и образовательного процессов общеобразовательной школе, усиление роли здоровье фомирующей функции физического воспитания в образовательных учреждениях за счёт внеурочной спортивно-оздоровительной работы;
- организация системной работы по формированию культуры здоровья и навыков здорового образа жизни через различные формы учебной и внеурочной педагогической деятельности, развитие физкультурного движения, содержательного досуга;
- активизация просветительской работы среди родителей по проблемам здоровья детей и профилактики социально-значимых заболеваний;
- повышение квалификации педагогических работников в области здоровье сберегающих технологий;
- осуществление мониторинга здоровье сберегающей деятельности, совершенствование критериальной системы оценки эффективности этого вида деятельности;
- развитие сетевого взаимодействия школ здоровье сберегающей направленности как основного механизма внедрения инновационного опыта в образовательную среду по формированию мотивации культуры здоровья обучающихся, воспитанников;
- организация и совместное проведение межведомственных научно-практических и конкурсных мероприятий при участии учреждений сферы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, отражающих опыт работы по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг:
- развитие системы социального партнёрства (государство - общество - бизнес);
- осуществление многофакторного анализа результатов единого государственного экзамена выпускников образовательных учреждений;
- повышение качества начального образования, внедрение механизмов итоговой аттестации обучающихся - выпускников начальной ступени образования;
- совершенствование муниципальной системы аттестации педагогических кадров, обеспечение объективной оценки уровня квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, усиление взаимосвязи результатов аттестации с отраслевой системой оплаты труда;
- формирование системы единого мониторинга здоровье сберегающей деятельности, создание паспорта здоровья обучающихся.
2. Совершенствованию организационно-экономических механизмов в сфере образования
Решение стратегической задачи совершенствования организационно-экономических механизмов в сфере образования обеспечивается за счёт реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- повышение эффективности использования ресурсов системы образования на основе разработки и реализации муниципальных программ реструктуризации образовательных сетей;
- внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, разработка и реализация механизмов и форм публичной отчётности всех уровней системы образования;
- разработка и реализация комплекса мер по стимулированию оптимизации штатной структуры, образовательных программ учреждений, использованию материально-технической базы;
- совершенствование управления административно-хозяйственной деятельностью в системе образования, в том числе управления финансами и бухгалтерией, управления кадрами, учёта материально-технических ресурсов, управления имуществом, организации документооборота и ведения нормативно-справочной информации;
- развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций и сети распределенных информационно-образовательных ресурсов;
- совершенствование механизмов распространения и внедрения в образовательную практику позитивного опыта образовательной деятельности;
- развитие ИКТ-инфраструктуры образовательных учреждений;
- создание условий для формирования и совершенствования профессиональных компетенций педагогов в соответствии с современными требованиями к организации образовательной деятельности - исследовательская, проектная, консультационная;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров
- повышение уровня оплаты труда на основе гибкой системы оплаты труда и развития системы стимулирования на основе эффективности и результативности труда;
- совершенствование системы управления образовательным комплексом района, создание условий для открытости системы, формирование условий для сетевого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития;
- системное внедрение в практику управления информационно-коммуникационных технологий;
- создание системы формирования управленческого резерва системы образования области;
- совершенствование механизмов управления инновационными процессами в муниципальной системе образования;
- изучение, обобщение и использование результативного опыта организационно-управленческой деятельности различных субъектов образовательной сферы;
- организация и проведение районных научно-практических семинаров и конференций по различным аспектам организационно-управленческой деятельности в сфере образовательной деятельности.
3. Совершенствование форм и методов воспитания, социализации детей и молодёжи, сохранение целостности системы дополнительного образования
Решение стратегической задачи совершенствования форм и методов воспитания, социализации детей и молодёжи, сохранение целостности системы дополнительного образования обеспечивается за счёт реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- формирование единого воспитательного пространства в Тернейском районе;
- обновление содержания дополнительного образования, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников сферы воспитания и дополнительного образования, выявление и распространение передового и инновационного опыта, эффективных форм и методов работы;
- содействие интеллектуальному, духовно-нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества, создание условий для выявления и творческого развития одарённых и талантливых детей и молодёжи, развитие мотивации у детей к познанию и творчеству;
- профилактика асоциальных проявлений в детской и молодёжной среде, формирование здорового образа жизни;
- привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развитие различных видов спорта в образовательных учреждениях, внедрение новых форм спортивно-массовых мероприятий;
- педагогическая поддержка и развитие детского общественного движения и ученического самоуправления, создание условий для участия обучающихся в социально значимой деятельности;
- обновление содержания деятельности по поддержке семейного воспитания, расширение просветительской деятельности среди родителей и общественности, объединение детей и родителей в едином образовательно-воспитательном пространстве;
- создание условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей и молодежи;
- развитие моделей и форм самоуправления молодёжи, вовлечение молодёжи в деятельность органов самоуправления, реализация программ самоуправления и развития лидерства в молодёжной среде, совершенствование волонтёрской деятельности;
- разработка эффективных социально-педагогических технологий работы с детьми и молодёжью по месту жительства;
- развитие системы отбора, поддержки талантливой молодёжи;
- организация муниципальных мероприятий, форумов, конференций по развитию молодёжного движения в Тернейском районе.
3. Сроки реализации программы:
2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап.
4. Перечень основных мероприятий программы и ресурсное обеспечение
(приведены в Приложении к Программе)
5. Механизм реализации программы
Мероприятия Программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:
- совершенствование организационной структуры управления образованием и ресурсного обеспечения системы образования;
- содействие заинтересованным субъектам в реализации процесса формирования развитой системы образования на территории Тернейского района.
К участию в Программе привлекаются муниципальные образовательные учреждения.
В целях решения задачи ресурсного обеспечения системы образования в Программу включены мероприятия, предусматривающие предоставление субсидий (в размере 50%) на софинансирование данных полномочий за счёт средств краевого бюджета.
Порядок предоставления и расходования субсидий, направляемых из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование полномочий, определяется Администрацией Приморского края.
6. Ресурсное обеспечение программы
Планируется привлечение следующих объёмов финансирования за счёт средств местного бюджета 2012 год - 3600 тыс. руб.; 2013 год - 7493 тыс. руб.; 2014 год - 5437 тыс. руб. Итого по программе - 16530 тыс. руб.
Объёмы финансирования Программы за счёт средств районного бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями районного бюджета.
7. Координация программных мероприятий
В ходе реализации Программы управление образования обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей.
Координация реализации мероприятий осуществляется специалистами управления образования и его структурных подразделений.
Отчетность по реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Освещение реализации осуществляется через средства массовой информации и информационные ресурсы в сети Интернет администрации района и управления образования.
Вопросы реализации Программы выносятся на заседания администрации района. При формировании ежегодных планов работы управления образования определяются совместные действия с заинтересованными учреждениями по реализации программных мероприятий, запланированных на соответствующий период.
8. Оценка эффективности реализации программы
Индикаторы цели Программы
Наименование индикатора цели Программы |
Ед. измер. |
Значение 2011 год |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Полнота реализации образовательных программ |
% |
81 |
85 |
90 |
95 |
Выполнение норм питания |
% |
64 |
65 |
70 |
75 |
Удельный вес численности педагогических работников, имеющих первую, высшую квалификац. категории |
% |
57 |
59 |
61 |
65 |
Качество знаний выпускников 9 классов по результатам ГИА |
% |
31,5 |
33 |
35 |
38 |
Удельный вес численности выпускников 11 классов, получивших аттестат об общем образовании |
% |
98 |
100 |
100 |
100 |
Удельный вес численности выпускников 11 классов, получивших по результатам ЕГЭ по предметам по выбору средний балл более 55 |
% |
20 |
30 |
40 |
50 |
Удельный вес численности учащихся, охваченных горячим питанием |
% |
52 |
60 |
75 |
85 |
Наличие свободного доступа к ресурсам сети Интернет |
% |
60 |
70 |
90 |
100 |
Удельный вес численности обучающихся, имеющих награды в городских, краевых, региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, соревнованиях |
% |
10 |
12 |
14 |
15 |
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений |
% |
48,8 |
58 |
68 |
75 |
Описание основных социально значимых эффектов от реализации программы: Данная Программа является проектом, реализация которого положительно влияет на социальную ситуацию. Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и отражающих выполнение приоритетных задач развития сферы образования Тернейского района.
Внешние факторы, которые могут повлиять на реализацию программы: К возможным внешним факторам, негативно влияющим на реализацию Программы, относятся:
- отсутствие финансирования (неполное финансирование) мероприятий, предусмотренных Программой;
- изменения федерального законодательства;
- обстоятельства непреодолимой силы.
Механизмы минимизации негативного влияния внешних факторов: Широкое привлечение к программным мероприятиям педагогической общественности, детских и молодежных общественных организаций, прочих заинтересованных организаций.
Приложение
к муниципальной целевой программе "Развитие образования Тернейского
муниципального района на 2012-2014 годы"
4. Перечень основных мероприятий программы и ресурсное обеспечение за счёт средств муниципального бюджета
Разделы Программы |
Финансовое обеспечение по годам (в тыс. руб.) |
исполнители |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
||
Общее образование |
1 700,00 |
3 297,00 |
2 420,00 |
7 417,00 |
|
1. Переход на новые образовательные стандарты |
0,00 |
65,00 |
65,00 |
130,00 |
|
1.1. Обеспечение учащихся начальной школы бесплатными учебниками |
0,00 |
5,00 |
5,00 |
10,00 |
Управление образования администрации ТМР |
1.2. Курсовая подготовка педагогов к введению ФГОС НОО и ФГОСООО |
0,00 |
60,00 |
60,00 |
120,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2. Развитие системы поддержки талантливых детей |
0,00 |
259,00 |
298,00 |
557,00 |
|
2.1. Районный конкурс "Ученик года" |
0,00 |
30,00 |
40,00 |
70,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.2.Фестиваль "Рождественская звезда" |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.3. Районная научно-практическая конференция школьников "Мир вокруг нас" |
0,00 |
10,00 |
10,00 |
20,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.4. Вручение премии Главой района Юным дарованиям |
0,00 |
15,00 |
20,00 |
35,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.5. Приём Главой района "золотых" и "серебряных" медалистов |
0,00 |
18,00 |
20,00 |
38,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.6. Фестиваль детского творчества |
0,00 |
15,00 |
17,00 |
32,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.7. Районные и краевые предметные олимпиады (8-11 кл.) |
0,00 |
45,00 |
50,00 |
95,00 |
Управление образования администрации ТМР |
0,00 |
38,00 |
50,00 |
88,00 |
||
2.8. Участие одарённых школьников в районных, краевых, Всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях. |
0,00 |
18,00 |
20,00 |
38,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.9. Выпуск сборника статей по итогам конференций |
0,00 |
10,00 |
10,00 |
20,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.10. Участие школьников во всероссийских предметных чемпионатах |
0,00 |
27,00 |
29,00 |
56,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.11. Другие мероприятия |
0,00 |
33,00 |
32,00 |
65,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3. Изменение школьной инфраструктуры |
1 650,00 |
1 576,00 |
650,00 |
3 876,00 |
|
3.1. Капитальный, текущий ремонт образовательных учреждений, благоустройство территорий |
1 557,00 |
1 226,00 |
300,00 |
3 083,00 |
|
3.1.1. Ремонт кровли МКОУ "СОШ с. Малая Кема" |
0,00 |
826,00 |
0,00 |
826,00 |
МКОУ"СОШ с. Малая Кема" |
3.1.2. Ремонт кровли МКОУ "СОШ с. Амгу", МКОУ "СОШ с. Максимовка", МКОУ "СОШ с. Перетычиха" |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
МКОУ "СОШ с. Амгу, МКОУ "СОШ с. Максимовка", МКОУ "СОШ с. Перетычиха" |
3.1.3. Ремонт освещения в МКОУ "СОШ с. Амгу", МКОУ "СОШ с. Малая Кема", МКОУ "СОШ с. Максимовка", МКОУ "СОШ с. Усть-Соболевка" |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
МКОУ "СОШ с. Амгу", МКОУ "СОШ с. Малая Кема", МКОУ "СОШ с. Максимовка", МКОУ "СОШ с. Усть-Соболевка" |
3.1.4. Замена оконных блоков МКОУ "СОШ п. Пластун", МКОУ "СОШ п. Терней" |
0,00 |
300,00 |
300,00 |
600,00 |
МКОУ "СОШ п. Пластун", МКОУ "СОШ п. Терней" |
3.1.5. Замена линолеума в МКОУ "СОШ п. Пластун" |
250,00 |
0,00 |
0,00 |
250,00 |
МКОУ"СОШ п. Пластун" |
3.1.6. Утепление столовой МКОУ "СОШ с. Малая Кема" |
0,00 |
100,00 |
0,00 |
100,00 |
МКОУ"СОШ с. Малая Кема" |
3.1.7. Ремонт актового зала МКОУ "СОШ п. Терней" |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
100,00 |
МКОУ"СОШ п. Терней" |
3.1.8. Ремонт системы отопления в МКОУ "СОШ п. Терней" |
1 207,00 |
0,00 |
0,00 |
1 207,00 |
МКОУ"СОШ п. Терней" |
3.2. Развтие материально-технической базы образовательных учреждений |
93,00 |
350,00 |
350,00 |
793,00 |
|
3.2.1. Приобретение светильников |
0,00 |
150,00 |
150,00 |
300,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3.2.2. Оснащение огнетушителями и знаками пожарной безопасности |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
200,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3.2.3. Оснащение столовых образовательных учреждений технологическим оборудованием |
93,00 |
100,00 |
100,00 |
293,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4. Сохранение и укрепление здоровья школьников |
50,00 |
1 337,00 |
1 339,00 |
2 726,00 |
|
4.1. Оснащение школ ростовозрастной ученической мебелью |
0,00 |
300,00 |
300,00 |
600,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.2. Оборудование игровых зон на территориях дошкольных образовательных учреждениях |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
200,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.3. Оснащение школ питьевыми фонтанчиками, эл. полотенцами |
0,00 |
120,00 |
120,00 |
240,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.4.Оснащение спортивным оборудованием |
0,00 |
50,00 |
50,00 |
100,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.5. Оснащение медицинского кабинета МКОУ "СОШ п. Пластун" медицинским оборудованием |
25,00 |
0,00 |
10,00 |
35,00 |
МКОУ "СОШ п. Пластун" |
4.6. Оснащение медицинского кабинета МКОУ "СОШ п. Терней" медицинским оборудованием |
25,00 |
10,00 |
0,00 |
35,00 |
МКОУ "СОШ п. Терней" |
4.7. Организация повышения квалификации пед. работников. Преподавателей физкультуры для специальных медицинских групп |
0,00 |
9,00 |
9,00 |
18,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.8. Организация бесплатного горячего питания для учащихся начальной школы |
0,00 |
515,00 |
515,00 |
1 030,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.9. Организация витаминизации питания учащихся в пред эпидемический период |
0,00 |
133,00 |
133,00 |
266,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.10. Обучение экспертов по вопросам проведения мониторинга состояния здоровья учащихся |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.11. Проведение выездных семинаров по обобщению опыта работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся |
0,00 |
20,00 |
22,00 |
42,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.12. Проведение районных конкурсов на лучшую школьную оздоровительно-профилактическую образовательную программу |
0,00 |
10,00 |
10,00 |
20,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.13. Организация и проведение Международного дня здоровья (7 апреля) в ОУ |
0,00 |
8,00 |
8,00 |
16,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.14. Участие в районном конкурсе творческих работ "Здоровье - формула моего успеха" учащихся 9-11 классов |
0,00 |
5,00 |
5,00 |
10,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.15. Проведение районного конкурса плакатов и рисунков "Мы за здоровый образ жизни!" учащихся 5-8 классов |
0,00 |
3,00 |
3,00 |
6,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.16. Участие ОУ во всероссийских конкурсах ("Школа - территория здоровья" и др.) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4.17. Участие школьников в районных, краевых, спортивных соревнованиях |
0,00 |
54,00 |
54,00 |
108,00 |
Управление образования администрации ТМР |
5. Расширение самостоятельности образовательных учреждений |
0,00 |
60,00 |
68,00 |
128,00 |
|
5.1. Развитие системы оценки качества образования |
0,00 |
60,00 |
68,00 |
128,00 |
Управление образования администрации ТМР |
Дошкольное образование |
1 300,00 |
4 146,00 |
2 937,00 |
8 383,00 |
|
1. Развитие сети, обеспечение вариативных форм развития дошкольного образования |
300,00 |
673,00 |
100,00 |
1 073,00 |
|
1.1. Открытие дополнительной группы в МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
0,00 |
500,00 |
0,00 |
500,00 |
МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
1.2. Открытие дополнительной группы в МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
0,00 |
73,00 |
0,00 |
73,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
1.3. Оборудование группы кратковременного пребывания в МКОУ "СОШ с. Амгу" |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
150,00 |
МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
1.4. Оборудование группы кратковременного пребывания в МКОУ "СОШ с. Усть-Соболевка" |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
100,00 |
МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
1.5. Открытие группы кратковременного пребывания в МКОУ "СОШ с. Максимовка" |
150,00 |
0,00 |
0,00 |
150,00 |
МКДОУ "Детский сад N 4 с. Максимовка" |
1.6. Открытие семейного детского сада, при наличии спроса родителей |
0,00 |
50,00 |
50,00 |
100,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2. Совершенствование материально-технического обеспечения дошкольных образовательных учреждений района |
1 000,00 |
3 233,00 |
2 597,00 |
6 830,00 |
|
2.1. Ремонт медицинского кабинета МКДОУ "Д/сад N 1 п. Терней" |
182,30 |
0,00 |
0,00 |
182,30 |
МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
2.2. Ремонт освещения в здании МКДОУ "Д/с N 1 п. Терней" |
0,00 |
0,00 |
220,00 |
220,00 |
МКДОУ "Д/с N 1 п. Терней" |
2.3. Ремонт физкультурного зала МКДОУ "Д/сад N 9 п. Пластун" |
0,00 |
100,00 |
50,00 |
150,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.4. Ремонт фасада здания МКДОУ "Д/сад N 9 п. Пластун" |
0,00 |
1 051,00 |
0,00 |
1 051,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.5. Ремонт, реконструкция пищеблока МКДОУ "Д/сад N 9 п. Пластун" |
0,00 |
0,00 |
200,00 |
200,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.6. Замена оконных блоков "МДОУ Д/сад N 9 п. Пластун" |
0,00 |
200,00 |
300,00 |
500,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.7. Ремонт тротуарных дорожек МДОУ "д/сад N 9 п. Пластун" |
0,00 |
200,00 |
200,00 |
400,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.8. Ремонт сантехники "МДОУ Д/сад N 9 п. Пластун" |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.9. Ремонт крыльца "МДОУ Д/сад N 2 п. Терней" |
0,00 |
152,00 |
0,00 |
152,00 |
МКДОУ "Д/с N 2 п. Терней" |
2.10. Изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию здания для размещения МДОУ д/сад п. Амгу |
0,00 |
300,00 |
0,00 |
300,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.11. Ремонт кровли МДОУ д/с N 1 п. Терней |
125,38 |
0,00 |
0,00 |
125,38 |
МКДОУ "Д/с N 1 п. Терней" |
2.12. Ремонт тротуарных дорожек МДОУ д/сад N 1 п. Терней |
0,00 |
400,00 |
0,00 |
400,00 |
МКДОУ "Д/с N 1 п. Терней" |
2.13. Изготовление проектно- сметной документации на реконструкцию здания для размещения МКДОУ д/сад п. Светлая |
300,00 |
0,00 |
0,00 |
300,00 |
МКДОУ "Детский сад N 12 п. Светлая" |
2.14. Монтаж технических средств охранно-пожарной сигнализации в МКДОУ "Д/с N 2 п. Терней" |
0,00 |
0,00 |
497,00 |
497,00 |
МКДОУ "Д/с N 2 п. Терней" |
2.15. Ремонт системы отопления в МКДОУ д/сад N 2 п. Терней |
312,32 |
0,00 |
0,00 |
312,32 |
МКДОУ "Детский сад N 2 п. Терней" |
2.16. Капитальный ремонт здания "МКДОУ Д/сад N 2 п. Терней" |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
МКДОУ "Д/с N 2 п. Терней" |
2.17. Обеспечение МДОУ современным спортивным оборудованием |
0,00 |
50,00 |
100,00 |
150,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.18. Приобретение медицинского оборудования в МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
20,00 |
0,00 |
0,00 |
20,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.19. Приобретение медицинского оборудования в МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
60,00 |
50,00 |
50,00 |
160,00 |
МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
2.20. Оснащение МДОУ мебелью |
0,00 |
150,00 |
150,00 |
300,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.21. Оснащение ГКП мебелью |
0,00 |
50,00 |
50,00 |
100,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.22. Оснащение пищеблоков МДОУ технологическим оборудованием |
0,00 |
80,00 |
80,00 |
160,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2.23. Ремонт системы отопления в МКДОУ "Д/с N 9 п. Пластун" |
0,00 |
0,00 |
500,00 |
500,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.24. Ремонт медицинского кабинета МКДОУ "Д/с N 9 п. Пластун" |
0,00 |
50,00 |
0,00 |
50,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
2.25. Замена оконных блоков в МКДОУ "Д/с N 1 п. Терней" |
0,00 |
200,00 |
200,00 |
400,00 |
МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" |
2.26. Замена линолеума в МКДОУ "Д/с N 9 п. Пластун" |
0,00 |
200,00 |
0,00 |
200,00 |
МКДОУ "Детский сад N 9 п. Пластун" |
3. Оказание методической поддержки МДОУ в совершенствовании содержания образования |
0,00 |
240,00 |
240,00 |
480,00 |
|
3.1 Обеспечение ДОУ и ГКП учебно-методическим комплектом по реализуемым программам |
0,00 |
30,00 |
30,00 |
60,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3.2 Обеспечение ДОУ и ГКП учебно-наглядными пособиями и игровым оборудованием |
0,00 |
50,00 |
50,00 |
100,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3.3. Обеспечение ДОУ компьютерной и множительной техникой, техническими средствами обучения |
0,00 |
50,00 |
50,00 |
100,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3.4. Обеспечение ДОУ новыми информационными и коммуникационными технологиями |
0,00 |
40,00 |
40,00 |
80,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3.5. Переподготовка и повышение квалификации работников МКДОУ |
0,00 |
70,00 |
70,00 |
140,00 |
Управление образования администрации ТМР |
Дополнительное образование |
600,00 |
50,00 |
80,00 |
730,00 |
|
1. Сохранение сети кружков |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Управление образования администрации ТМР |
2. Курсовая подготовка педагогов в рамках введения ФГОС НОО и ФГОС ООО |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Управление образования администрации ТМР |
3. Обеспечение МОУ ДОД компьютерной и множительной техникой, техническими средствами обучения |
0,00 |
30,00 |
50,00 |
80,00 |
Управление образования администрации ТМР |
4. Обеспечение МОУ ДОД учебно-наглядными пособиями, спортривным оборудованием |
0,00 |
20,00 |
30,00 |
50,00 |
Управление образования администрации ТМР |
5. Ремонт здания ЦДТ |
600,00 |
0,00 |
0,00 |
600,00 |
МКОУ ДОД "ЦДТ п. Терней" |
Итого |
3 600,00 |
7 493,00 |
5 437,00 |
16 530,00 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Муниципального учреждения "Администрация Тернейского муниципального района" Приморского края от 21 декабря 2011 г. N 408 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие образования Тернейского муниципального района на 2012-2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования в газете "Вестник Тернея"
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Тернея" от 28 января 2012 г. N 7 (7845)