Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу Министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия - мирового судьи судебного участка N 6 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 25 сентября 2017 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2017 года, вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия - мирового судьи судебного участка N 6 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 25 сентября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2017 года, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 просит вынесенные судебные постановления отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает на то, что Министерство приняло все зависящие от него меры для надлежащего содержания автомобильной дороги Садовое-Абганерово. Законом Республики Калмыкия от 16.12.2016 N 212-V-З "О республиканском бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" по статье расходов "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" предусмотрены бюджетные ассигнования на 2017 год в объеме 496 300,500 тысяч рублей, что составляет 63,5 % от общей потребности. Часть бюджетных ассигнований передана в бюджеты муниципальных образований в виде субсидий на дорожную деятельность. В связи с недостаточным финансированием Министерство не имело возможности выполнить все необходимые обязательства по надлежащему содержанию автомобильных дорог. После издания распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 12.07.2017 N 252-р и перераспределения бюджетных ассигнований на расходы, связанные с содержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, Министерством разработана и утверждена смета на выполнение работ по установке металлических перильных ограждений в местах пешеходных переходов, подготовлены и заключены с АО "Сарпинское дорожное управление" договоры на реализацию указанных мероприятий. Решение вопроса по устройству электроосвещения на участке автодороги Садовое-Абганерово возможно в следующем году при достаточном финансировании объектов дорожного хозяйства. 21 марта 2017 года между Министерством и АО "Сарпинское дорожное управление" заключен госконтракт N 06-17 на выполнение работ по содержанию в 2017 году автомобильных дорог общего пользования регионального значения протяжённостью 302,85 км, в том числе автомобильной дороги Садовое-Абганерово. Таким образом, в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст утвержден "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2004). В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 21 августа 2017 года в 10 час 00 минут при обследовании пешеходных переходов вблизи общеобразовательных учреждений Садовская СОШ N 1, отдела образования Администрации Сарпинского РМО, расположенных по ул. Ленина села Садовое Сарпинского района Республики Калмыкия, врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Сарпинский" ФИО2 выявлен факт несоблюдения Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, содержанию дорог, в виде нарушений требований ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52766-2007, выразившихся в отсутствии ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа и отсутствии искусственного освещения над пешеходными переходами.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия, является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 17); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 6-11) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суды правомерно исходили из того, что субъектом вменяемого правонарушения является именно Министерство, поскольку на него возложены обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 февраля 2008 года N 62 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия, в который под N 14 включена автомобильная дорога Садовое-Абганерово (идентификационный номер 85 ОП РЗ 85К-14) протяженностью 19 км.
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 ноября 2010 года N 338, Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, транспортного комплекса, включающего в себя железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской, внутренний водный транспорт, инфраструктуру транспорта, дорожного хозяйства Республики Калмыкия.
В соответствии с указанным Положением в сфере дорожного хозяйства Министерство является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, ведет учет изменения балансовой стоимости (пункт 4.4.3.); организует обеспечение проектной документацией объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них (пункт 4.4.4.); разрабатывает текущие и перспективные планы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения (пункт 4.4.6.); осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них (пункт 4.4.14); осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 4.4.22.).
Бездействие Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, выразившееся в несоблюдении требований законодательств в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ввиду недостаточного финансирования не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, при этом Министерством были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, является необоснованным.
Так, ссылаясь на выполнение всех зависящих от Министерства мер по выполнению возложенных законом обязанностей по содержанию дорог, Министерство не представило в суд какие-либо доказательства указанного.
Ссылки в жалобе на заключение договоров с АО "Сарпинское дорожное управление" на выполнение работ по установке металлических перильных ограждений в местах пешеходных переходов несостоятельны, поскольку, как следует из жалобы, договоры заключены 6 октября 2017 года, то есть после выявления административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу закона.
Доводы жалобы о недоказанности административным органом наличия состава вмененного Министерству административного правонарушения противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами на основании представленных в материалы дела доказательств.
Действия Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия - мирового судьи судебного участка N 6 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 25 сентября 2017 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2017 года, вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что являясь ответственным лицом за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, общество не выполнило требования к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения, допустив нарушение требований пунктов 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93, руководствуясь положениями Закона N 196-ФЗ, Закона N 257-ФЗ, положениями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, положениями статьи 12.34 КоАП РФ, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Суды признали наличие вины общества в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что им не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему обеспечению населения коммунальными услугами, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
Доводы жалобы о недоказанности административным органом наличия состава вмененного обществу административного правонарушения противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами на основании представленных в материалы дела доказательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.