СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Захваткина И.В, Ус Е.А,
при секретаре Сивергиной В.Н,
рассмотрев в судебном заседании 15 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2017 года, которым в иске Головин М.Ю, действующему в интересах Лодыгин А. В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании признания незаконным бездействия по непредоставлению жилья отказано. Администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана предоставить Лодыгин А. В. благоустроенное жилое помещение в черте города Сыктывкара, пригодное для проживания на условиях специализированного найма общей площадью не менее 13,5 кв.м.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А,объяснения Лодыгина А.В, его представителя Головина М.Ю,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головин М.Ю, действуя в интересах Лодыгина А.В, обратился к администрации МО ГО "Сыктывкар" и просил признать незаконным бездействие ответчика, совершенные им с 9 июня 2016 года по предоставлению жилого помещения и обязать ответчика предоставить Лодыгину А.В. жилое помещение специализированного жилого фонда, как сироте.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика направил письменный отзыв на иск и с требованиями были не согласны.
Третье лицо представитель Министерства финансов Республики Коми просили вынести решение на усмотрение суда.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласна с решением суда, считает его вынесенным с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмены по доводам жалоб решения суда не усматривает.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Лодыгин А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
29.07.1997 Лодыгин А.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и на льготных основаниях в очередь сирот с составом семьи 3 человека (он, его брат ФИО1, сестра ФИО2 (впоследствии... ).
В 2004 году брату заявителя - ФИО1 было предоставлено жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", жилой площадью... кв.м, на состав семьи 1 человек, в связи с чем он был снят с очереди детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с ним был снят с очереди Лодыгин А.В, но при этом жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" было предоставлено ФИО1 без учета Лодыгина А.В.
В 2016 году Лодыгин А.В. обращался в суд с заявлением о восстановлении в списке детей - сирот и решением суда от 28.03.2016, вступившим в законную силу, истец был восстановлен в очереди детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с датой постановки на учет - 29.07.1997.
В судебном заседании представитель истца ссылался на то что, с момента вынесения решения суда в 2016 года администрация МО ГО " Сыктывкар" не приняла никаких мер к предоставлению жилья Лодыгину А.В, не изыскивала денежные средства, не производились поиски жилья для истца.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 года N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" (в ред. Закона РК от 20.12.2016 N 151-РЗ) жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ (в ред. Закона РК от 20.12.2016 N 151-РЗ) "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", исходил из того, что Лодыгин А.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, на момент рассмотрения спора жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований к удовлетворению требований в части возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности предоставить Лодыгину А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее... кв.м.
При этом, судом отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар". В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости внеочередного предоставления Лодыгину А.В. жилого помещения в порядке исполнения решения суда с указанием на то, что в данном случае будут нарушены права тех детей-сирот, которые были зарегистрированы до включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
Также не имеют правового значения ссылки на отсутствие должного финансового возмещения администрации МО ГО "Сыктывкар" понесенных расходов в виде субвенций из республиканского бюджета в связи с исполнением возложенных полномочий, так как данные обстоятельства не являются предметом настоящего иска.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб, поскольку они не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.