Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К.
судей Мерзакановой Р.А. и Мамий М.Р.
при секретаре судебного заседания Бендюк-Черной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Межрайонной ИФНС России N3 по Республике Адыгея на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 января 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконными действия МИФНС России N 3 по РА, выразившиеся в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю в отношении следующих земельных участков:
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес".
Обязать МИФНС России N по РА при начислении налога на землю применять ставку 0,6% от кадастровой стоимости следующих земельных участков:
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
Обязать МИФНС России N 3 по РА произвести перерасчет начисленного за 2015 год налога на землю с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
- земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К, объяснения представителя административного истца по доверенности Натхо А.Ч. и представителя административного ответчика по доверенности Такаш Б.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е.Н.А. обратилась в суд с административным иском к МИФНС России N 3 по РА о признании незаконным в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю и об обязании начисления налога на землю с применением ставки в размере 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование указала, что ей на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 01-АА N;
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 01-АА N.
В связи с применением МИФНС России N 3 по РА при начислении налога на земельные участки с разрешенным использованием "для строительства бизнес-инкубатора" ставки налога 1,5%, 27.11.2017 года Е.Н.А. обратилась в МИФНС России N 3 по РА с заявлением о применении ставки 0,6% и перерасчете начисленного налога на землю.
11.12.2017 года МИФНС России N 3 по РА в ответном письме (исх.N0431) отказал в удовлетворении заявления, сославшись на ст. 394 НК РФ.
Согласно пп. 10 п.3 Решения N 27-6 от 19.10.2010 г. Совета народных депутатов МО "Энемское городское поселение", которым на территории поселения введен налог на землю и установлены налоговые ставки на его оплату в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, свалка, установлена налоговая ставка - 0,6% от кадастровой стоимости земель, которую считает подлежащей применению при расчете налога на землю в отношении принадлежащих ему земельных участков.
Просила признать незаконными действия МИФНС России N 3 по РА, выразившиеся в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков при начислении налога на землю в отношении следующих земельных участков:
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес";
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: РА, "адрес", пгт. Энем, "адрес";
Обязать МИФНС России N по РА при начислении налога на землю применять ставку 0,6% от кадастровой стоимости следующих земельных участков:
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес";
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес";
Обязать МИФНС России N 3 по РА произвести перерасчет начисленного за 2015 год налога на землю с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости следующих земельных участков:
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес";
земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"
Административный истец Е.Н.А, извещенная надлежащим образом о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца - Натхо А.Ч. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - МИФНС России N 3 по РА Такаш Б.И. в судебном заседании исковые требования Е.Н.А. не признала, представила отзыв на административный иск, что оснований для применения пониженной ставки по настоящему спору не имеется.
Просила в административном иске отказать.
Суд постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 января 2018 года. В обоснование административный ответчик ссылается на то, что Решением N 27-6 к земельным участкам с разрешенным видом использования - "для строительства бизнес-инкубаторов" не предусмотрена ставка 0,6%, административный истец не является индивидуальным предпринимателем и руководителем (учредителем) каких-либо организаций и на земельном участке отсутствуют какие-либо строения и сооружения, либо признаки указывающие на начало их использования по назначению.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 января 2018 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено в судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец Е.Н.А. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 01-АА N;
- земельный участок общей площадью 10000 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 01-АА N;
Согласно п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Основанием для принятия налоговым органом повышенной ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении указанных земельных участков явилось отсутствие значений процентной ставки, применяемой к земельным участкам с разрешенным использованием - для строительства бизнес-инкубаторов в Решении Совета народных депутатов МО "Энемское городское поселение" от 19.10.2010 г. N 27-6, " О земельном налоге" (далее - Решение N27-6), которым установлены ставки для начисления земельного налога.
Решением Совета народных депутатов Муниципального образования "Энемское городское поселение" от 19.10.2010г. N27-6 установлено, что для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, установлена налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,6 % от кадастровой стоимости.
В соответствии, с п. 1 ст. 15 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства РФ" инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки. Согласно п. 2 указанной статьи инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также бизнес-инкубаторы.
Целью создания бизнес - инкубаторов является развитие экономики региона путем предоставления поддержки вновь созданным или молодым предприятиям, которая выражается в предоставлении соответствующих сервисных услуг, материально - технической базы, является некоммерческим, административным центром, способствующим развитию производственных процессов на той же территории, то есть деятельность бизнес-инкубаторов не ограничивается предоставлением офисных помещений в административных зданиях, а включает в себя размещение промышленных объектов, строений, сооружений и объектов по производству услуг.
Таким образом, системно проанализировав ст. 394 НК РФ, ст. 15 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства РФ" и Решения Совета народных депутатов Муниципального образования "Энемское городское поселение" от 19.10.2010г. N27-6 суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о начислении налога на землю с применением ставки 0,6%.
Доводы жалобы о том, что на земельном участке отсутствуют производственные и административные здания и административный истец не занимается коммерческой деятельностью не влияет на определение ставки земельного налога.
В целом, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Руководствуясь ст. ст. 308- 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18 января 2018 года по административному иску Е.Н.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Межрайонной ИФНС России N3 по Республике Адыгея - без удовлетворения.
Председательствующий- Н.К. Боджоков
Судьи: Р.А. Мерзаканова, М.Р. Мамий
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.К. Боджоков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.