Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу Деомидовой С.В. на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ( ... ) Деомидовой С.В.,
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 февраля 2018 г. (... ) Деомидова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
С таким постановлением не согласна Деомидова С.В. В жалобе, ссылаясь на желание официально зарегистрировать брачные отношения с Б.А.А, а также выехать с территории Российской Федерации (... ) самостоятельно для последующего беспрепятственного возвращения, просит отменить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления судьи.
С учетом обстоятельств дела и положений части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования постановления судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 февраля 2018 г. следует восстановить.
Заслушав объяснения Деомидовой С.В, поддержавшей доводы жалобы, объяснения сотрудника полиции (... ), составившего протокол об административном правонарушении, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Карелия (... ), объяснения свидетеля Б.А.А, проверив дело, прихожу к следующим выводам.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения Деомидовой С.В. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она, являясь (... ) и осуществив 27 сентября 2016 г. въезд на территорию России в порядке, не требующем получения визы, 15 февраля 2018 г. около 21.20 час. находилась на территории России в г.Петрозаводске в доме N28А по пр.Октябрьский без документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в Российской Федерации (миграционной карты, патента), с 26 декабря 2016 г. уклоняется от выезда с территории России по истечении установленного законодательством срока пребывания (90 суток с даты въезда).
Иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Установленные по делу обстоятельства уклонения Деомидовой С.В. от выезда из Российской Федерации и ее вина в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деомидова С.В. пояснила, что не могла выехать с территории России в течение 90 дней и последующее время (более года) в связи с отсутствием необходимых для этого денежных средств. В г.Петрозаводске проживает длительное время с Б.А.А, ведут совместное хозяйство, детей не имеют, постоянного источника дохода у нее нет, ее родители и совершеннолетние дети проживают в (... ), российского гражданства не имеют. С заявлениями о предоставлении временного убежища, разрешения на работу, патента и вида на жительство она не обращалась. Вину в совершении вмененного административного правонарушения признала.
Обоснованность привлечения Деомидовой С.В. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Деомидовой С.В. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей, рассмотревшим дело, соблюдены.
Материалы дела свидетельствуют о том, что у Деомидовой С.В. не имелось препятствий, объективно не позволяющих соблюсти требования законодательства Российской Федерации. Длительный период времени уклонения от выезда с территории России свидетельствует о злостном характере совершенного правонарушения и пренебрежительном отношении к правопорядку Российской Федерации.
Назначение судьей административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Деомидовой С.В. такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Деомидовой С.В. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На требовании об изменении формы административного выдворения с принудительного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации Деомидова С.В. не настаивает с учетом осуществленной организации исполнения принудительного выдворения, назначенного на 11 марта 2018 г, что подтверждается наличием проездных документов на ее имя.
Руководствуясь требованиями пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении (... ) Деомидовой С.В. оставить без изменения, жалобу Деомидовой С.В. - без удовлетворения.
Судья
С.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.