Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу Мамедова Н. на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина ( ... ) Мамедова Н.,
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 марта 2018 г. гражданин (... ) Мамедов Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
С таким постановлением не согласен Мамедов Н. В жалобе поставил вопрос об изменении постановления судьи с исключением дополнительного наказания в виде административного выдворения и указал, что применение дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации приведет к нарушению прав, разрыву на длительный период времени отношений с постоянно проживающим на территории России членом семьи и близким родственником - братом М.В.И, являющимся гражданином Российской Федерации.
Заслушав объяснения Мамедова Н. и защитника Тойвонена Р.Ю, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Карелия (... ), проверив дело, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Таким образом, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
Иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения настоящего дела послужило то обстоятельство, что гражданин (... ) Мамедов Н, осуществив въезд на территорию Российской Федерации 03 августа 2013 г. и получив вид на жительство сроком до 01 февраля 2018 г, 05 марта 2018 г. в 13.40 час. находился на территории России в г.Петрозаводске около дома N3 по ул.Чапаева без документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в Российской Федерации (срок разрешения на временное проживание истек), уклоняясь от выезда с территории России с 12 февраля 2018 г. (согласно протоколу об административном правонарушении) по истечении установленного законодательством срока пребывания.
Обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 06.03.2018; рапортом сотрудника полиции; данными из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ; копией паспорта; копией вида на жительство серии (... ) N (... ), выданного 11 февраля 2013 г. сроком действия по 01 февраля 2018 г.); протоколами о доставлении и административном задержании, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Мамедовым Н. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 названного Кодекса.
Постановление о привлечении Мамедова Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 названного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оснований для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания не имеется.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено необоснованно и влечет нарушение права на уважение семейной жизни, поскольку член его семьи - родной брат М.В.И. является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории России, повлечь отмену состоявшегося по делу судебного постановления также не могут.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Мамедову Н. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Петрозаводского городского суда Республики Карелия соблюдены.
Мамедов Н. признал, что въехав на территорию России менее чем за два месяца до истечения срока вида на жительство утратил возможность своевременного обращения за продлением срока действия вида на жительства, установленную пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ. При этом до истечения срока вида на жительство Мамедов Н. с территории Российской Федерации не выехал.
Материалы дела свидетельствуют о том, что у Мамедова Н. не имелось препятствий, объективно не позволяющих соблюсти требования законодательства Российской Федерации, его бездействие, выражающееся в непринятии мер для установления законности нахождения на территории Российской Федерации свидетельствует о пренебрежительном отношении к правопорядку Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что назначенное дополнительное наказание влечет нарушение прав в связи с нахождением на территории Российской Федерации родного брата Мамедова Н, являются несостоятельными, поскольку родной брат проживает со своей семьей, в уходе и помощи Мамедова Н. не нуждается, иных граждан Российской Федерации, относящихся к членам семьи (супруга, дети, родители), Мамедов Н. не имеет. Мать, супруга (брак не зарегистрирован) и двое несовершеннолетних детей Мамедова Н. гражданами Российской Федерации не являются и в настоящее время проживают на территории (... ).
Отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств не может быть принято в качестве основания для исключения наказания в виде административного выдворения.
Назначение судьей административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Мамедову Н. такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Мамедову Н. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Руководствуясь требованиями пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина (... ) Мамедова Н. оставить без изменения, жалобу Мамедова Н. - без удовлетворения.
Судья
С.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.