Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Блиновской Е.О.
судей Антонова А.А, Ахметзяновой Л.Р,
при секретаре Щербина О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Клычеву Алексею Николаевичу, Клычевой Альфие Азатовне, третье лицо АО "Ипотечное агентство Югры" о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки,
по апелляционной жалобе Клычевой А.А. на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 ноября 2017 года, которым постановлено:
"Признать трехстороннее соглашение от 09 февраля 2011 года о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от (дата) недействительным, применив последствия недействительности сделки.
Взыскать с Клычевой Альфии Азатовны в пользу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сумму выплаченной в счет компенсации за период с мая 2011 года по июнь 2017 года в размере 294 542 рублей 48 копеек.
Взыскать с Клычевой Альфии Азатовны в доход бюджета города Нижневартовска государственную пошлину в размере 6 445 рублей".
Заслушав доклад судьи Антонова А.А, пояснения представителей истца, третьего лица АО "Ипотечное агентство Югры" Красновой А.И, Алжановой Н.Д, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Департамент строительства ХМАО-Югры обратился с вышеуказанным иском в суд, требования мотивировал следующим.
26.10.2010 ответчики обратились в ОАО "Ипотечное агентство Югры" с заявлением на признание участником подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" Программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы", утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 N 1030-оз и Порядком реализации и финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование", утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 08.02.2006 N 23-п. На основании представленных документов, 26.10.2010. ответчики признаны участниками подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование". 09.02.2011 между Агентством, ответчиками и ОАО "Сбербанк России" было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от (дата), в соответствии с которым Агентство взяло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчикам в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита, предоставленному на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), в течение 240 месяцев. Ответчики так же являются участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым". В вязи с подходом очередности на предоставлении субсидии АО "Ипотечное агентство Югры" были запрошены сведения из Росреестра на ответчиков о наличии (отсутствии) в собственности у граждан и членов их семей жилых помещений.
Согласно сведениям ЕГРП от 09.09.2016 в собственности ответчика Клычева А.Н. в период времени с 16.06.2009 по 30.12.2014 находилась 1/6 доля в праве собственности на квартиру в г. Волгоград, ответчик Клычева А.А. с 10.09.2010 по настоящее время является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру в г. Уфа. Следовательно, правовые основания для заключения трехстороннего соглашения отсутствовали. На основании п. 1 ст. 18 Закона государственным заказчиком подпрограммы является Департамент жилищной политики ХМАО-Югры, который реорганизован путем присоединения его к Департаменту строительства ХМАО-Югры. Ни порядком, ни Законом не предусмотрен возврат денежных средств по недействительным сделкам в пользу организации, привлеченной в установленном порядке. Бюджетные средства подлежат возврату Государственному заказчику подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование", а именно в пользу Департамента строительства ХМАО-Югры. За период с мая 2011 года по июнь 2017 года ответчикам была выплачена компенсация части банковской процентной ставки в размере 294 542 рублей 48 копеек. Просит признать трехстороннее соглашение от 09.02.2011 о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от (дата) недействительным, применить последствия недействительности сделки и взыскать с ответчиков в пользу истца сумму выплаченной компенсации за период с мая 2011года по июнь 2017года в размере 294 542 рублей 48 копеек.
Представитель Департамента строительства ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Клычева А.А. в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
Представитель ответчика Клычевой А.А. по доверенности в судебном заседании поддержал ранее заявленное ответчиком ходатайство о пропуске срока исковой давности, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель ПАО "Сбербанк России" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица АО "Ипотечное агентство Югры" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено по правилам ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого с принятием нового судебного акта с учетом изложенных обстоятельств, просит в апелляционной жалобе Клычева А.А, указав в обоснование жалобы, что ответчики при подачи заявления в Ипотечное агентство - Югры указали, какие они имеют жилищные условия, приложив требуемые документы. Сообщили Агентству, что в собственности ответчика Клычева А.Н. в период времени с 16.06.2009 находилась 1/6 доля в праве собственности на квартиру в г. Волгоград, а также что Клычева А.А. с 10.09.2010 является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру в г. Уфа. Считает, что поскольку нарушений порядка при заключении Соглашения не установлено, отсутствуют правовые основания для признания его недействительным по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Порядке нет указания на то, что в случае заключения Соглашения с участником подпрограммы, в отношении которого в последующем устанавливается факт незаконного участия, Соглашение может быть признано недействительным. Выявление факта незаконного участия в подпрограмме, в соответствии с Соглашением влечет его досрочное расторжение.
Считает, что в силу п. 4 ст. 153 ГК РФ стороны не вправе требовать того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца в части возврата компенсации, выплаченной до расторжения трехстороннего соглашения в судебном порядке, в том числе и в качестве неосновательного обогащения, поскольку компенсация части процентной ставки получена в рамках исполнения обязательств по договору и неосновательным обогащением по смыслу ст. 1102, 1103 ГК РФ не является.
Полагает, что компенсацию процентной ставки ответчики получили на основании сделки, таким образом, заявленные требования истца не подлежат удовлетворению.
Также считает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку дату исчисления срока следует считать момент включения в подпрограмму и постановки на учет для предоставления государственной поддержки 26.10.2010, поскольку данное решение принято по их заявлению, в котором ответчики указали, какие они имеют жилищные условия, приложив требуемые документы. Кроме того, Ипотечное Агентство, на этапе принятия решения о включении в подпрограмму Клычевых, в рамках возложенных на него государством полномочий должно было проверить предоставленные заявителем сведения. Данные обстоятельства предполагают, что Ипотечное Агентство ХМАО-Югры знало и должно было знать о наличии в собственности выше указанных жилищных помещений на момент включения в программу и постановки на учет ответчиков.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции ответчики не явились, о времени и месте судебного заседания извещались телефонограммой 05.02.2018.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Департамента строительства ХМО-Югры просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица АО "Ипотечное агентство Югры" против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 26.10.2010г. ответчики на основании представленных ими заявлений были поставлены на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой "Ипотечное жилищное кредитование" Программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы", утвержденную Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 N103-оз и Порядком реализации и финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа-Югры" на 2005-2015 годы", утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 08.02.2006 N23-п (далее-Порядок).
Срок действия полученного ответчиками настоящего уведомления, без обновления документов (не более одного года с даты принятия заявления) до 26.10.2011, в котором так же указано, что гражданин обязан незамедлительно уведомить Агентство в случае изменения указанных в заявлении о постановке на учет для предоставления государственной поддержки и прилагаемых документах сведений.
Из материалов дела так же следует, что в соответствии с заявлениями от 26.10.2010 Клычева А.А. и Клычев А.Н. поставлены на регистрационный учет для предоставления субсидии на имеющихся детей по подпрограмме "Доступное жилье молодым" и в соответствии с указанной Подпрограммой - Программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2005-2015 годы", утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 N103-оз и Порядком реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы ХМАО- Югры-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2005-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006 N67-п.
Предварительный расчет субсидии в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым" на 4 квартал 2010 года составляет в размере 509 028 рублей, предоставление субсидии осуществляется при поступлении в распоряжение Агентства денежных средств из бюджета автономного округа на реализацию подпрограммы в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о постановке на учет для получения субсидии и при наличии документов, предусмотренных п.п. 3.1, 3.3, 3.4 Порядка реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым".
Указанное уведомление о постановке на учет содержит требование о незамедлительном извещении ответчиками Ипотечного Агентства Югры в случае изменения указанных в заявлении для предоставления субсидии и прилагаемых документах сведений, так же содержит подписи ответчиков о получении ими данного документа.
Между ОАО "Ипотечное агентство Югры", ОАО "Сбербанк России" Клычевой А.А, Клыфчевым А.Н. было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от (дата), в соответствии с которым Агентство предоставляет государственную поддержку Участнику в форме компенсации, уплачиваемой Участником за пользование суммой кредита по ипотечному кредитному договору от (дата) (номер), предоставленном за счет средств банка на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), в течение 240 месяцев.По настоящему трехстороннему соглашению компенсация предоставляется за счет средств бюджета ХМАО-Югры, предоставленных Агентству для реализации мероприятий подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование".
Согласно п. 2.1 трехстороннего соглашения компенсация предоставляется в виде траншей путем безналичного перечисления денежных средств на счет Участника, открытый в Банке не позднее 9-го числа месяца, в течение 5 (пяти) рабочих дней после документарного подтверждения банком Агентству информации о сумме процентов, начисленных к уплате согласно кредитному договору и факте погашения Участником своей части обязательств по уплате основной суммы долга и процентов, начисленных к уплате за соответствующий период согласно кредитному договору.
Так же условиями заключенного с ответчиками трехстороннего соглашения определено, что настоящее соглашение может быть досрочно расторгнуто в случае нецелевого использования Участником денежных средств, предоставленных банком по кредитному договору; выявления Агентством или Банком факта незаконного участия Участника в подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование", в том числе, предоставление Участником несоответствующих действительности документов; досрочного взыскания задолженности по соответствующему кредитному договору, инициативе Банка по основаниям, определенным кредитным договором.
В соответствии с п.п. 1, 2 п. 5 ст. 18 Закона ХМАО-Югры N 103-оз от 11.11.2005 "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" (принят Думой ХМАО-Югры 28.10.2005), действовавшего на момент возникших правоотношений с Клычевым А.Н. и Клычевой А. А, государственная поддержка участников подпрограммы 4 ("Ипотечное жилищное кредитование") осуществляется в формах: 1) льготное ипотечное жилищное кредитование; 2) компенсация части процентной ставки.
На основании п. 1 ст. 18 Закона государственным заказчиком подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" является Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно п. 1.1 Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 162 от 22.12.2012 "О реорганизации некоторых исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и внесении изменений в пункт 1 приложения 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2010 года N 67 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры" Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры реорганизован путем присоединения его к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с п. 3 названного Постановления Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является правопреемником Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части переданных функций и Департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В целях реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2005-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006 N 67-п, разработан Порядок, в соответствии с п. 3.1 которого АО "Ипотечное агентство Югры" были запрошены сведения у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о наличии или отсутствии в собственности у ответчиков и членов их семьи жилого помещения, в том числе на ранее существовавшее имя в случае изменения фамилии, имени, отчества.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица (номер) от (дата), Клычеву А.Н, (дата) года рождения, на основании договора дарения квартиры от (дата), в период с 16.06.2009 по 30.12.2014 принадлежало в общей долевой собственности жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью 79,8 кв.м, расположенная по адресу: (адрес), бул.им. (адрес) (доля в праве 1/6).
Согласно выписке Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица (номер) от (дата) Клычевой (Мустафиной) А.А, (дата) года рождения, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17.01.2008 N б/н, с 10.09.2010 по настоящее время принадлежит в общей долевой собственности жилое помещение - квартира, общей площадью 51,5 кв.м, расположенная по адресу: (адрес) (доля в праве 1/6).
Таким образом, на момент постановки на учет 26.10.2010 ответчики, имея в собственности указанные жилые помещения, в нарушение условий участия в жилищной подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование", на одного члена семьи уже имели более 12 кв.м, исходя из следующего расчета, который ответчиком Кычановой А.А. не оспаривался, а именно: 36,5/4 * 3 (заявители и ребенок) + 79,8*1/6 + 51,5 *1/6 = 49,26 " 12 кв.м.
Указав в заявлении от 26.10.2010 на признание участником вышеназванной подпрограммы, жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), общей площадью 37,6 кв. м, Клычев А.Н. и Клычева А.А, тем самым представили недостоверные сведения, в связи с чем расчет нуждаемости был произведен следующим образом: 37,6 кв.м. / 4 чел. (заявители, их сын и мать) = 9,4 кв.м, на каждого члена семьи, что исключает правомерность заключения трехстороннего соглашения и в связи с этим правомерность предоставления Участникам компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту (номер) от (дата).
Согласно представленной в материалы дела справке (номер) от 31.07.2017 АО "Ипотечное Агентство Югры" Клычеву А.Н. на основании вышеуказанного трехстороннего соглашения по кредитному договору (номер) от (дата) в период с мая 2011года по июнь 2017года была предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в сумме 294 542 рублей 48 копеек. Данный размер компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту ответчиком Клычевой А.А. не оспаривался.
Установив указанные обстоятельства, а также факт того, что истцу о наличии в собственности Клычева А.Н. и Клычевой А.А. иных жилых помещений стало известно к моменту получения собственниками субсидии в порядке очередности в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006 N67-п, то есть в сентябре 2016 года, а с настоящими требованиями истец обратился в Нижневартовский городской суд 04.08.2017, суд пришел к выводу о недоказанности стороной ответчика факта пропуска истцом срока исковой давности, в связи с чем, требования истца о признании трехстороннего соглашения от 09.02.2011 о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от (дата). недействительным и применения последствия недействительности сделки законные и обоснованные, подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Клычев А.Н. умер 04.04.2017г, о чем Управлением ЗАГС администрации г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составлена запись акта о смерти (номер) от (дата).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 21.10.2017 года, наследниками умершего являются его супруга Клычева А.А. и несовершеннолетние дети К.А.А, 2003 года рождения и К.А., 2013 года рождения.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. ст. 1102, 1113, 1114, 1142 ГК РФ, суд пришел к выводу, что денежные средства, выплаченные в счет компенсации за период с мая 2011года по июнь 2017 года Клычеву А.Н. на основании вышеуказанного трехстороннего соглашения, в сумме 294 542 рублей 48 копеек, подлежат взысканию с ответчика Клычевой А.А.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.179 Гражданского кодекса Российской Федерации Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Обращаясь с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, Клычев А.Н. и Клычева А.А. не сообщили сведения о наличии у них долей в праве собственности на жилые помещения в других регионах Российской Федерации, вследствие чего были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, что послужило основанием для заключения в дальнейшем оспариваемого соглашения.
Судебная коллегия находит, что не сообщение сведений о наличии доли в праве собственности на жилые помещения является обманом со стороны Клычева А.Н. и Клычевой А.А, в силу чего, оспариваемое соглашение является сделкой, совершенной под влиянием обмана, т.е. недействительной сделкой.
Согласно п.2 ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации, При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах, вывод суда о взыскании с апеллянта 294542 рублей 502 копеек является законным и обоснованным.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их несостоятельными.
Утверждение апеллянта о том, что при обращении за предоставлением мер государственной поддержки Клычевым А.Н. и Клычевой А.А. было сообщено о наличии у них жилых помещений в других регионах Российской Федерации опровергается материалами дела. В соответствии с копиями заявлений от 26.10.2010, апеллянт и ее супруг указали, что имеют только одно жилое помещение, расположенное в (адрес), сведений об иных объектах недвижимости не сообщили.
Вывод апеллянта об отсутствии оснований для признания оспариваемого соглашения недействительным по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает ошибочным, поскольку, при заключении оспариваемого соглашения Клычев А.Н. и Клычева А.А. не сообщили о наличии у них долей в праве собственности на жилые помещения за пределами округа, в связи с чем, с ними заключили оспариваемое соглашение. Как указывалось выше, судебная коллегия признает, что спорное заключение было заключено под влиянием обмана со стороны Клычевых..
Необоснованным является и довод апелляционной жалобы о том, что поскольку Порядком не предусмотрено признание спорного соглашения недействительным, оно подлежит расторжению. Для признания сделки недействительной не нужно специального указания на это в каком-либо нормативном акте, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации такого условия не предусматривает.
Не принимается судебной коллегией и заявление о пропуске истцом срока исковой давности. Доказательств того, что истец знал или должен был знать о нарушении его права более чем за год до подачи иска, апеллянтом не представлено, как не представлено доказательств обязанности сотрудников ОАО "Ипотечное агентство Югры" после подачи апеллянтом и его супругом заявлений о предоставлении мер государственной поддержки, проверить достоверность сообщенных сведений.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, оснований для проверки решения в полном объеме судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Клычевой Альфии Азатовны без удовлетворения.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Антонов А.А.
Ахметзянова Л.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.