Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е,
судей: Начарова Д.В, Симановича В. Г,
при секретаре Калининой Д.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бицаева У.С. и Умхановой Т.А, действующей в интересах Бицаевой Р.У, Бицаевой Р.У, Бицаевой Я.У, Бицаева М.У. к Департаменту муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска о признании незаконным приказа Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска N "данные изъяты" от (дата), возложении обязанности восстановить административных истцов в очереди на однократное бесплатное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, заинтересованное лицо Администрация г. Ханты-Мансийска,
по апелляционной жалобе Бицаева У.С. и Умхановой Т.А, действующей в интересах Бицаевой Р.У, Бицаевой Р.У, Бицаевой Я.У, Бицаева М.У. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 сентября 2017 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Начарова Д.В, объяснения административного истца Умхановой Т. А. и ее представителя Тазиева Р. Г, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя административного ответчика Данилецкого В. В, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бицаев У.С. и Умханова Т.А, действующая в интересах Бицаевой Р.У, Бицаевой Р.У, Бицаевой Я.У, Бицаева М.-Э.У. обратились с вышеуказанным административным иском к Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска.
В обоснование исковых требований указывают на то, что 21.09.2011 года на основании Приказа Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска N "данные изъяты", решения Комиссии по рассмотрению обращений граждан и принятию решения о постановке на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов от 19.09.2011 года административные истцы были поставлены на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по категории многодетная семья. Однако Приказом Департамента N 1114 от 30.12.2015 года, административные истцы были сняты с учета для бесплатного предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в соответствии с п.п. "д" п. 21 ст. 6.2. Закона ХМАО-Югры N26-оз от 03.05.2000 года, которым гражданин снимается с учета желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случае выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановления на учет. Письмом N 22-Исх-23/16 от 13.01.2016 года, которое было получено административными истцами 29.06.2017 года, Департамент муниципальной собственности уведомил истцов о снятии их с учета желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства на основании того, что в предоставленных документах отсутствовали документы, подтверждающие проживание на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления.
Административные истцы полагают, что нарушено их право повторно обратиться с заявлением о постановке на учет, по истечении 5 лет проживания в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, которое возникло у них 25.12.2012 года и подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания, представленных в материалы дела. В заявлении об уточнении исковых требований дополнительно просят восстановить в очереди на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома с даты их пятилетнего проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В судебном заседании административный истец Умханова Т.А. и представитель истцов Тазиев Р.Г. на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Данилецкий В.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, полагал оспариваемый приказ законным и обоснованным, кроме того представил документы, подтверждающие постановку административных истцов вновь на учет приказом Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска от 20.04.2016 года (номер).
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагая решение суда незаконным и несправедливым. Доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления. Дополнительно указывают на то, что суд не принял во внимание довод о пропуске ответчиком сроков исковой давности, а именно совершение действий Департаментом муниципальной собственности по снятию с очереди административных истцов за пределами общего срока исковой давности(истцы были поставлены на учет 21.09.2011 года приказом (номер), сняты с учета 30.12.2015 года приказом (номер) по истечении более 4-х лет).
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Административный истец Бицаев У. С. и представитель заинтересованного лица администрации города Ханты-Мансийска будучи надлежащим образом извещеными в суд не явились, уважительных причин своей неявки не представили, дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела в полном объеме по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Умханова Т.А. пребывает на территории г.Ханты-Мансийска с 25.12.2007 года, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания (номер). Согласно копии паспорта Умхановой Т.А. с 17.10.2008 года зарегистрирована по месту жительства в (адрес) по настоящее время.
Административный истец Бицаев У.С. пребывает на территории г.Ханты-Мансийска с 21.12.2007 года, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания (номер). Согласно копии паспорта Бицаева У.С. с 22.12.2008 года зарегистрирован по месту жительства в (адрес) по настоящее время.
В соответствии со свидетельствами о рождении и свидетельствами о регистрации по месту жительства Бицаевой Я.У, Бицаевой Р.У, (ФИО)12, они имеют постоянную регистрацию на территории г. Ханты- Мансийска.
17.08.2011 года административные истцы обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
21.09.2011 года Приказом Департамента муниципальной собственности (номер) административные истцы на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению обращений граждан и принятию решения о постановке (об отказе) на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов от 19.09.2011 года, закона (адрес)-Югры от 06.07.2005 N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" были поставлены на учет.
Письмом от 21.09.2011 года (номер) административные истцы уведомлены о постановке их на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Письмом от 13.01.2016 года (номер) Департамент муниципальной собственности уведомляет административных истцов о снятии их с учета для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, на основании Приказа Департамента муниципальной собственности (номер), в соответствии с п.п. "д" п.21 ст.6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 26-оз от 03.05.2000 года, в связи с отсутствием на момент принятия заявления документа, подтверждающего проживание гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре не менее пяти лет. Данное письмо получено истцом Умхановой Т.А. 29.06.2017 года, административным ответчиком не оспаривается данный факт.
14.04.2016 года административные истцы вновь обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Представитель административного истца Тазиев Р.Г. в судебном заседании 29.09.2017 года пояснил, что истец обратилась 14.04.2016 года к ответчику с заявлением о включении пятого ребенка в очередь, о том, что снята с учета не знала.
20.04.2016 года Приказом Департамента муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска (номер) в соответствии с п.8 ст.6.2 Закона ХМАО-Югры от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", ст.7.4 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению заявлений граждан и принятию решения о постановке на учет для однократного предоставления в собственность земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов административные истцы поставлены на учет.
Письмом от 22.04.2016 года (номер) административный ответчик уведомил истцов о постановке их на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Данное письмо получено административным истцом 07.07.2016 года.
В соответствии с ч.1 ст. 7.4 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз (ред. от 27.05.2011, действовавшей в момент постановки на учет административных истцов) "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре" в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо поставленным на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, на основании их заявлений для строительства индивидуальных жилых домов однократно бесплатно предоставляются земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.2 ч.2 ст. 7.4 указанного закона земельные участки, также однократно бесплатно предоставляются многодетным семьям, не менее пяти лет проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с подп. "д" п. 21 ст. 6.2 Закона ХМАО - Югры N 26-оз от 03 мая 2000 года "О регулировании отдельных земельных отношений в ХМАО-Югре" (далее Закона ХМАО-Югры N 26-оз) гражданин снимается с учета желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случаях выявления в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет, а также иных фактов отсутствия правовых оснований для постановки на учет.
Основанием снятия административных истцов с учета послужило выявление отсутствия факта проживания на территории ХМАО-Югры не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу подп. "д" п. 21 ст. 6.2 Закона ХМАО - Югры N 26-оз от 03 мая 2000 года "О регулировании отдельных земельных отношений в ХМАО-Югре" у уполномоченного органа были основания для снятия административных истцов с учета, следовательно оспариваемый Приказ Департамента муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска суд верно признал законным и обоснованным, не нарушающим прав административных истцов.
Также судом первой инстанции учтен тот факт, что в настоящее время истцы состоят на учете для предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком пропущен срок исковой давности для совершения действий по снятию с учета истцов судебная коллегия считает несостоятельной и подлежащей отклонению, поскольку срок исковой давности к данным спорным правоотношениям не применим.
Доводы апелляционной жалобы в остальной части не опровергают изложенных в решении выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бицаева У.С. и Умхановой Т.А, действующей в интересах Бицаевой Р.У, Бицаевой Р.У, Бицаевой Я.У, Бицаева М.У. - без удовлетворения.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Начаров Д.В.
Симонович В. Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.