Возможна ли оплата государственной пошлины и административных штрафов через платежных агентов?
Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" установлены понятия платежного агента и банковского платежного агента. Платежный агент и банковский платежный агент являются либо организацией, не являющейся кредитной, либо индивидуальным предпринимателем и осуществляют деятельность по приему платежей физических лиц.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в том числе государственной пошлины, соответствующих пеней и штрафов, и порядок уплаты указанных платежей определены статьями 45, 58 и 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ физические лица - налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут уплачивать налоги, сборы, пени и штрафы через банк, а при отсутствии банка - через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи.
Банками для целей законодательства о налогах и сборах признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
На основании пункта 4 статьи 58 и пункта 2 статьи 60 НК РФ операции по приему денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов банками, кассами местных администраций и организациями федеральной почтовой связи и их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации осуществляются без взимания платы.
Тогда как банковские платежные агенты (платежные агенты) имеют право взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между банковским платежным агентом (платежным агентом) и плательщиком, что не может быть применимо в отношении налоговых платежей, и противоречит вышеуказанным статьям НК РФ.
Минфин России в Письме от 01.02.2012 N 03-05-06-03/06 указал, что НК РФ не предусмотрена уплата сумм налогов, сборов, пеней и штрафов через юридических лиц, не являющихся банками, в том числе через платежных агентов и банковских платежных агентов, а также через платежные терминалы платежных агентов (см. также Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/59).
Вместе с тем плательщик имеет возможность исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных платежей путем представления в банк поручения на перечисление денежных средств как на бумажном носителе, так и в электронном виде по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы кредитной организации.
В Письме от 26.04.2012 N 03-02-07/1-103 Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусмотрена уплата регулируемых НК РФ налогов и сборов, в том числе государственной пошлины, через платежный терминал, не принадлежащий банку, либо иной способ уплаты этих платежей.
Физические лица вправе уплачивать налоги, государственную пошлину, штрафы в бюджетную систему Российской Федерации через небанковскую кредитную организацию, имеющую лицензию Центрального банка РФ на проведение соответствующих операций (Письмо Минфина России от 06.09.2012 N 03-02-08/81).
Понятия "кредитные организации", "небанковские кредитные организации" определены статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности". Согласно пункту 1 указанной статьи небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, в том числе перевод денежных средств без открытия банковского счета.
Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Также факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Начиная с 01 января 2013 года согласно пункту 8 статьи 32.2 КоАП РФ банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
13 июня 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответ подготовлен специалистами УФНС России по Приморскому краю
Текст ответа официально опубликован не был
Текст ответа размещен на сайте УФНС России по Приморскому краю в Internet (http://www.r25.nalog.ru)