Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Александровой А.В, Степановой З.А,
при секретаре Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Доброхотова В.Н. к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности подготовить проект распоряжения о присвоении звания "Ветеран труда", поступившее по апелляционной жалобе ответчика - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Доброхотова В.Н. к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, признании права на присвоение звания "Ветеран труда", возложении обязанности подготовить проект распоряжения о присвоении звания "Ветеран труда" для направления на рассмотрение в Кабинет Министров Чувашской Республики удовлетворить.
Признать отказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в присвоении Доброхотову Валерию Николаевичу звания "Ветеран труда" незаконным.
Признать за Доброхотовым Валерием Николаевичем право на присвоение звания "Ветеран труда".
Возложить на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность подготовить проект распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении Доброхотову Валерию Николаевичу звания "Ветеран труда" для внесения на рассмотрение в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В, судебная коллегия
установила:
Доброхотов В.Н. с учетом уточнения обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности подготовить проект распоряжения о присвоении звания "Ветеран труда" для направления на рассмотрение в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Указал, что письмом от 20 апреля 2017 года N Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда". Отказ мотивирован тем, что истец Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации был награжден до установления Почетной грамоты как ведомственного знака отличия, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с чем, не имеет права на присвоение указанного звания.
Истец считает данный отказ незаконным, так как почетные грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации подлежат учету при присвоении звания "Ветеран труда", а то обстоятельство, что Почетную грамоту Доброхотову В.Н. вручили 28.10.2016 года, не может являться основанием для отказа в присвоении ему звания "Ветеран труда", так как ко дню обращения у него такое право возникло.
Истец Доброхотов В.Н, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, обеспечил явку представителя.
В судебном заседании представитель истца Доброхотова В.Н. - Кондратьева А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом его дополнения и уточнения. Дополнительно пояснила, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" является незаконным, лишает истца мер социальной поддержки и льгот, предусмотренных для ветеранов труда.
Представитель ответчиков Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики - Николаева Е.Г. исковые требования не признала, указала на отсутствие оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики. Автор жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, ссылаясь на вступивший в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 54н "О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", которым в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации установлена Почетная грамота данного министерства, в то время как истец фактически был награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации 28 октября 2016 года, т.е. до того, как был учрежден знак отличия, дающий право на присвоение почетного звания "Ветеран труда". Что касается решения суда о возложении обязанности на Министерство подготовить проект распоряжения, то в указанной части судом не учтены положения, закрепленные в постановлении N 226, согласно которому решение о присвоении звания "Ветеран труда" принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики в 30-дневный срок со дня поступления всех необходимых материалов в Министерство. В силу чего, при появлении нового документа (настоящего решения суда), необходимо повторное обращение истца с заявлением о рассмотрении вопроса о присвоении ему звания "Ветеран труда". При повторном обращении также будет рассматриваться вопрос проживания истца на территории Чувашской Республики, и в случае отсутствия проживания на территории Чувашской Республики, ему будет отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1.1 ст. 7 вышеназванного федерального закона порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 утверждено Положение "Об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия" (далее - Положение от 25 июня 2016 г. N 578).
Согласно пунктам 2, 4, 25, 28 Положения от 25 июня 2016 г. N 578, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением.
Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется приказом федерального органа исполнительной власти.
Награждение знаком отличия производится в соответствии с приказом федерального органа исполнительной власти.
На основании названного Положения федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который определяется им самостоятельно и является видом награждения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 54н "О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года N 78н "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 54н) установлена в качестве ведомственного знака отличия в труде, дающего права на присвоения звания "Ветеран труда", Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Также приложением к приказу утверждено положение о почетной грамоте и требования, которым должны соответствовать лица, представляемые к награждению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Доброхотов В.Н. награжден Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2016 года N, что подтверждается Почетной грамотой, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (л.д. 11-15).
Трудовой стаж истца на дату награждения Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации в системе здравоохранения составил более 25 лет, что следует из трудовой книжки Доброхотова В.Н. (л.д. 8-10).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в период действия приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года N 78н и после внесения в него изменений приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 57н Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации являлась и является ведомственным знаком отличия в труде указанного федерального органа исполнительной власти, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Доброхотов В.Н. является лицом, награжденным ведомственным знаком отличия в труде - Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации. Следовательно, он имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", и, соответственно, его требования о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и признании за ним права на присвоение звания "Ветеран труда" подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как Доброхотов В.Н. на момент обращения в Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" имел необходимый трудовой стаж и был награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, которые в совокупности предоставляют право на присвоение звания "Ветеран труда".
Довод автора жалобы о том, что Положение о ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н и действовавшее на момент награждения истца, не относило названную почетную награду к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания ветеран труда, и Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации получила статус ведомственного знака отличия только в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Так, анализ норм федерального и регионального законодательства Чувашской Республики свидетельствует о том, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации всегда (во всех редакциях законодательства) относилась к числу ведомственных наград - ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания ветерана труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". С учетом отнесения Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н Почетной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации к ведомственной награде как ведомственный знак отличия в труде, Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации была включена также в перечень ведомственных знаков отличия в труде в приложение N 1а к Постановлению от 16 сентября 2005 года N 226 "Об утверждении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения Ветерана труда", утв. Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В настоящее время Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации определена в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 57н.
Таким образом, как в период действия Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н, так и после внесения в него изменений Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 57н Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации являлась и является ведомственным знаком отличия в труде указанного федерального органа исполнительной власти, дающего право на присвоение звания ветерана труда в соответствии федеральным законодательством и региональным законодательством Чувашской Республики.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на Минтруд Чувашии обязанности по подготовке проекта распоряжения и направлению его в Кабинет Министров Чувашской Республики также подлежат отклонению.
Из постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 октября 2015 года N 367 следует, что Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики разрабатывает для Кабинета Министров Чувашской Республики предложения по вопросам присвоения гражданам званий "Ветеран труда" (п.3.6).
В соответствии с пунктом 4 Порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда", утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.09.2005 N 226 оформление документов от лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", производятся специально назначенным работником (работниками) Отдела. Поступившие в Отдел документы регистрируются в ведомости учета лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 5 указанного Порядка Министерство изучает материалы, включающие документы, подтверждающие основания для присвоения звания "Ветеран труда", и готовит проект решения для внесения в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Решение о присвоении звания "Ветеран труда" принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики в 30-дневный срок со дня поступления всех необходимых материалов в Министерство.
Судом первой инстанции установлено, что истец обратился с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", однако решением Минтруда Чувашии N от 20 апреля 2017 года ему незаконно отказано в присвоении указанного звания. Установив данные обстоятельства, суд, признав за истцом право на присвоение звания "Ветеран труда", обоснованно возложил на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность по подготовке проекта распоряжения и направлению его в Кабинет Министров Чувашской Республики. Поскольку настоящее решение суда принято в рамках проверки законности и обоснованности оспариваемого решения, повторное обращение истца с соответствующим заявлением с представлением нового пакета документов не требуется.
Ссылки на несоблюдение положений Указа Президента Чувашской Республики от 04.08.2005 N 62 "О присвоении звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики" в части необходимости повторного установления факта проживания истца на территории Чувашской Республики являются несостоятельными, так как отказ Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Доброхотову В.Н. в присвоении звания "Ветеран труда" не был связан с отсутствием доказательств проживания на территории Чувашской Республики. Имеющиеся в деле документы, подтверждающие факт проживания и работы истца на территории Чувашской Республики, ответчиком не оспаривались.
При изложенных обстоятельствах и требованиях закона, по мнению судебной коллегии, при рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи А.В. Александрова
З.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.