Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В., судей Арслановой Е.А., Иванова П.Д., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Прытченковой А.К. к администрации Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района Чувашской Республики о признании жилого дома домом блокированной застройки, возложении обязанности предоставить за плату в собственность земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе Прытченковой А.К. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Прытченкова А.К. обратилась в суд с иском к администрации Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании домом блокированной застройки жилого дома общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул..., д..., состоящего из блока общей площадью... кв.м, включающего помещения N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, и блока общей площадью... кв.м, включающего помещения N1,2,3,4,5,6,7,8, возложении обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок площадью... кв.м. с кадастровым номером..,имеющий местоположение: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул....
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Прытченкова А.К. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул..., д..., находящейся в 2-квартирном 1-этажном жилом доме. Квартиры в жилом доме имеют одну общую стену без проемов, имеют отдельные выходы на территорию общего пользования, расположены на отдельных земельных участках. Как полагает Прытченкова А.К, она фактически проживает в доме блокированной застройки, в котором занимает отдельный бокс.
В апреле 2016 года по заданию администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по месту расположения квартиры Прытченковой А.К. было проведено межевание земельного участка площадью... кв.м. с кадастровым номером.., имеющего местоположение: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул.... Поскольку соседи оформили в собственность земельный участок, расположенный под их квартирой, 27 июня 2016 года Прытченкова А.К. обратилась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с заявлением о выкупе расположенного под ее квартирой земельного участка. В ответ на обращение письмом от 25 июля 2016 года администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики сообщила, что для оформления земельного участка требуется обратиться в суд и признать квартиру частью дома блокированной застройки.
В судебном заседании истец Прытченкова А.К. иск поддержала.
Представитель ответчика - администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - Киселева Е.В. против удовлетворения иска не возражала.
Третье лицо - Артемьева Г.Г. в судебном заседании не присутствовала.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Прытченкова А.К. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец Прытченкова А.К, представитель ответчика - администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, третье лицо Артемьева Г.Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Согласно ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Прытченковой А.К. - Васильевой Н.К, поддержавшей апелляционную жалобу, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Прытченкова А.К. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул..., д..., кв....
Согласно техническому паспорту на названное жилое помещение, изготовленному по состоянию на 9 сентября 2011 года, оно расположено на 1-м этаже 1-этажного каркасно-засыпного здания.
Квартира 2 в жилом доме, расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул..., д..., находится в собственности Артемьевой Г.Г.
18 апреля 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости на срок до 19 апреля 2021 года внесены сведения об имеющем статус временного объекта недвижимости земельном участке площадью... кв.м. с кадастровым номером.., видом разрешенного использования - "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул..., находящемся в публичной собственности.
27 июня 2016 года Прытченкова А.К. обратилась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с заявлением о выкупе указанного земельного участка.
Рассмотрев обращение Прытченковой А.К, в письме от 25 июля 2016 года администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики порекомендовала ей обратиться в суд для признания квартиры домом блокированной застройки.
Отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь положениями ст.ст.1,14,16,22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 1 января 2017 года), ст.16 ЖК РФ, ст.49 ГрК РФ, суд исходил из того, что истец не доказала, что предпринимала в установленном законом порядке меры по изменению статуса объекта недвижимости путем изменения кадастровых сведений о нем в государственном кадастре недвижимости, и что суд не вправе решать вопрос об отнесении жилой недвижимости к тому или иному виду, подменяя собой уполномоченные на то органы, действия которых истцом не оспорены.
Кроме того, руководствуясь ст.36 ЖК РФ, суд указал, что поскольку жилой дом является многоквартирным, весь земельный участок, на котором он расположен, принадлежит собственникам квартир в доме на праве общей долевой собственности, поэтому часть этого участка не может быть передана истцу в частную собственность, и что при этом не имеет правового значения то обстоятельство, что часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, передана в собственность другому собственнику, так как законность передачи указанного участка не является предметом данного спора.
Выражая несогласие с решением суда, Прытченкова А.К, ссылаясь на положения ст.ст.15,16 ЖК РФ, ст.49 ГрК РФ, СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22 марта 2001 года N 35, и материалы дела, указывает, что жилой дом, в котором расположена ее квартира, фактически является домом блокированной застройки, соответствует признакам индивидуального жилого дома, и его части могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Кроме того, полагает, что в связи с регистрацией права собственности Артемьевой Г.Г. на другую квартиру жилого дома и сформированный под ней земельный участок право общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок при жилом доме было прекращено.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу решения суда.
Согласно материалам дела материально-правовой интерес истца направлен на признание права оформления в собственность земельного участка, образованного из земель неразграниченной государственной собственности, под находящейся в собственности квартирой, которая, как считает истец, фактически представляет собой часть дома блокированной застройки.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 этой же статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка устанавливается согласно градостроительному регламенту и соответствует назначению зданий, расположенных на них согласно ст. 36 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ.
При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст.39.2).
Как следует из положений подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются сведения, указанные в п.1 ст.39.17 ЗК РФ, и к нему прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как установлено п.5 ст.39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 этого Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Следовательно, в целях приобретения в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственники расположенных на нем здания, сооружения либо помещений должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, а в случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, они вправе оспорить такое решение в установленном законом порядке.
Между тем по заявлению истца о выкупе земельного участка в порядке, регламентированном земельным законодательством, решение об отказе в предоставлении земельного участка ответчиком не принималось.
Согласно ч.1 ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст.16 ЖК РФ).
ГрК РФ (ч. 2 ст. 49) при этом выделяет:
объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;
жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;
многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Положения ч.2 ст.49 ГрК РФ свидетельствуют о том, что жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным.
Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в Своде правил 55.13330.2011 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 года N 789.
Определение понятия "часть жилого дома" в ЖК РФ отсутствует. При этом согласно положениям ст. ст. 15 и 16 ЖК РФ часть жилого дома является объектом жилищных прав.
Понятие многоквартирного дома дано также в п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3 ст.16 ЖК РФ).
Объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 7 ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в ч. 2 этой статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 данного Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (чч.1-3 ст.8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
В силу п.23 ч.4 ст.8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости в качестве основных вносятся, в том числе сведения о виде жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, часть жилого дома блокированной застройки может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п.6 ч.5 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Частью 1 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
Согласно п.9 ч.5 ст.8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание.
Порядок изменения назначения здания законодательством Российской Федерации не регламентирован.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Ошибки, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат исправлению в соответствии с положениями ст.61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в том числе в судебном порядке.
Работы в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (кадастровую деятельность), осуществляют кадастровые инженеры (Федеральный закон "О кадастровой деятельности").
Сведений о принятии истцом до обращения в суд каких-либо мер по изменению правового статуса жилого дома в деле не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (определения от 17 апреля 2003 года N 123-О, от 16 ноября 2006 года N 493-О, от 17 ноября 2009 года N 1427-О-О, от 23 марта 2010 года N 388-О-О и др.).
Судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется способами, указанными в ст.12 ГК РФ, и иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Нормы статей 3, 4 и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, закрепляющие основные положения, относящиеся к праву на обращение в суд и возбуждению гражданского дела в суде, а также обязывающие суд принимать решение по заявленным истцом требованиям, ставят возможность удовлетворения требований заинтересованного лица, обратившегося за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса, в зависимость от установления судом того, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут, поскольку суд правомерно отказал в удовлетворении иска, учитывая, что истцом не доказаны нарушение права на приватизацию земельного участка либо реальность угрозы нарушения этого права, а также соответствие избранных способов судебной защиты характеру усматриваемого нарушения прав.
Правильно в решении указано и на то, что суд не может подменять уполномоченные органы, так как суд не может вместо них осуществлять возложенные на них законом функции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, по делу не допущено.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что жилой дом истца является многоквартирным и что весь земельный участок, на котором он расположен, принадлежит собственникам его квартир на праве общей долевой собственности, и поэтому часть этого участка не может быть передана истцу в частную собственность, а также с выводом суда о том, что не имеет правового значения по делу то обстоятельство, что часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, передана в собственность собственнику другой квартиры.
Из дела видно, что кв.... д.... по ул.... г. Мариинский Посад Чувашской Республики находятся в здании с кадастровым номером...
В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в публичных кадастровых картах воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющимся в открытом доступе в сети "Интернет", по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул..., д..., расположен объект недвижимости общей площадью... кв.м. с кадастровым номером.., построенный в 1954 году, имеющий наименование и назначение - "жилой дом".
Таким образом, сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, статуса указанного дома как многоквартирного не подтверждают.
Из размещенных в сети "Интернет" сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, также следует, что по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул..., д..., кв.... находится земельный участок площадью... кв.м. с кадастровым номером.., видом разрешенного использования - "для индивидуальной жилой застройки", находящийся в частной собственности.
Данные обстоятельства судебная коллегия признает общеизвестными, не нуждающимися в доказывании в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает его государственный кадастровый учет (ч.7 ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав (ч.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Учитывая, что согласно материалам дела под каждой из квартир жилого дома образованы самостоятельные земельные участки, имеющие разные виды разрешенного использования, из которых земельный участок под кв.1 находится в публичной собственности, а земельный участок под кв.2 - в частной, вывод суда о том, что жилой дом истца находится на земельном участке, который принадлежит собственникам его квартир на праве общей долевой собственности, не соответствует обстоятельствам дела.
Поскольку под кв.1,2 жилого дома находятся самостоятельные земельные участки, выводы суда о том, что жилое помещение истца расположено на части земельного участка многоквартирного дома, которая не может быть передана в собственность истца, и что собственнику другой квартиры передана часть земельного участка многоквартирного дома, также не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В связи с этим то обстоятельство, что один из земельных участков, образованных под жилым домом, в настоящее время находится в частной собственности, является одним из обстоятельств, имеющих правовое значение для решения вопроса о праве истца на приватизацию земельного участка.
Руководствуясь изложенным и ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Прытченковой А.К. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.