Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А, Иванова П.Д,
при секретаре Шипееве А.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Афанасьевой Наталии Геннадьевне к Исаеву Владимиру Терентьевичу, Исаеву Федору Терентьевичу о возложении обязанности снести металлические гаражи, поступившее по апелляционной жалобе Исаева В.Т. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 декабря 2017 года, которым постановлено:
"Возложить на Исаева Владимира Терентьевича обязанность снести металлический гараж N с земельного участка с кадастровым номером N в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Исаева Федора Терентьевича обязанность снести металлический гараж N с земельного участка с кадастровым номером N в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А, судебная коллегия,
установила:
Афанасьева Н.Г. обратилась в суд с иском к Исаеву В.Т. и Исаеву Ф.Т. о возложении обязанности снести с земельного участка с кадастровым номером N два металлических гаража N, N.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности, в том числе и ей - в "данные изъяты". Его назначение - для эксплуатации 142 боксовых гаражей для индивидуального автотранспорта. В 1993 году получили ордера на право пользования металлическими гаражами N - Исаев В.Т. и N - Исаев Ф.Т, а земельный участок, на котором располагаются гаражи, был приобретен членами гаражного кооператива в общую долевую собственность, ответчики в данной процедуре не участвовали. Поскольку у ответчиков не имеется правоустанавливающих документов на земельный участок, считает, что спорные гаражные боксы, возведенные ими, являются самовольными. Указывая, что размещение спорных гаражей на земельном участке нарушает ее права на владение, пользование и распоряжение своей долей в праве собственности на земельный участок, просила, возложить на Исаева В.Т. обязанность снести металлический гараж N, на Исаева Ф.Т.- N.
Судом принято указанное выше решение, на которое Исаевым В.Т. принесена апелляционная жалоба по мотивам его незаконности и необоснованности. Указывает, что истец Афанасьева Н.Г. не имеет полномочий действовать при осуществлении судебной защиты в интересах всех собственников земельного участка с кадастровым номером N. Ставит под сомнение законность собрания ГК "Сад" 11.08.2017 об исключении его из членов кооператива, и об утверждении размера платы за аренду земли под металлическими гаражами. Указывает на незаконность отказа суда в приостановлении производства по делу в связи с оспариванием им решения ГК "Сад" о поручении представлять интересы членов кооператива Афанасьевой Н.Г.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Андрееву В.В, поддержавшую доводы жалобы, представителя истца Богданову Т.Г, возражавшую против ее удовлетворения, обсудив доводы жалобы в порядке, предусмотренном ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), признав возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для эксплуатации боксовых гаражей для индивидуального автотранспорта, расположенном по адресу: "адрес", находятся гаражные боксы гаражного кооператива "Сад".
Решение о строительстве гаражного комплекса принималось Чебоксарским районным Советом народных депутатов ЧАССР 24 апреля 1979 года, затем земельный участок для строительства гаражей был предоставлен совхозу "Чебоксарский" распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 мая 1988 года N424-р.
Распоряжением администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2009 года N1396-р земельный участок с кадастровым номером N (предыдущий N), расположенный по адресу: "адрес", на котором осуществлено строительство гаражей, передан в аренду ГК "Сад".
В июне 1993 года председателем горсовета ВОА выданы ордера: N на имя Исаева В.Т. и N на имя Исаева Ф.Т, на право пользования металлическими гаражными боксами кооператива "Сад" по "адрес".
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.09.2016 следует, что земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, с категорией земли: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для эксплуатации 142 боксовых гаражей для индивидуального автотранспорта, принадлежал 145 лицам, являющимся членами кооператива, на праве общей долевой собственности.
Афанасьева Н.Г, обратившаяся в суд за защитой своего права собственности, также является участником общей долевой собственности в размере "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на этот земельный участок.
Разрешая заявленные требования, обязав Исаевых снести металлические гаражи, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо прав на земельный участок, на котором расположены гаражи, у ответчиков не имеется. При этом учел также то, что Исаевы исключены из членов гаражного кооператива "Сад" общим собранием его участников.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Статьей 264 ГК РФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", в силу ст.ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению также в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 60 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что с момента основания гаражного кооператива "Сад" Исаев В.В. являлся его членом и пользовался установленным на территории кооператива металлическим гаражом N, расположенным по "адрес", что подтверждается ордером, выданным ему председателем рай(гор)совета ВОА в июне 1993 года, и не оспаривается истцом.
Указывая на отсутствие у Исаева В.В. основания для использования земельного участка, Афанасьева Н.Г. просила возложить на него обязанность снести принадлежащий ему гараж с земельного участка с кадастровым номером N в целях нарушения ее прав.
Однако, при этом ни в самом иске, ни в суде первой и второй инстанций Афанасьева Н.Г. не только не доказала нарушение своих прав наличием на земельном участке имущества ответчиков, но и не обозначила, в чем такое нарушение заключается.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения исковых требований.
Как усматривается из материалов дела, спорные гаражи не являются объектами недвижимого имущества, они не связаны прочно с землей, их передвижение не влечет их конструктивное разрушение. Во всяком случае, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства обратного. В связи с этим к спорным правоотношениям не применимы положения ст. 222 ГК РФ и иные нормы права, регулирующие порядок пользования объектом недвижимости при переходе к другому лицу права собственности на земельный участок, на котором он расположен (ст. 272 ГК РФ).
Так, в действующей редакции ст. 222 ГК РФ самовольная постройка указана, как строение. Понятия строения в действующем законодательстве отсутствует, вместе с тем существует положение п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которое определяет объект капитального строительства как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Соответственно объектом капитального строительства, как строение из сборно-разборных конструкций, металлический гараж не является.
Заявляя, как собственник земельного участка, требование о возложении на ответчика обязанности фактически освободить принадлежащий ей земельный участок от чужого имущества, как собственник "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, Афанасьева Н.Г. должна была доказать, что виновными действиями или бездействием ответчика нарушается ее право собственности. Таких доказательств нарушений своего права она суду не представила.
Из материалов дела не следует, чтобы спорный гараж мешал проезду Афанасьевой Н.Г, отрицательно влиял бы на состояние ее гаражного бокса и т.д.
Из пояснений сторон и материалов дела, следует, что на территории гаражного кооператива, с ведома его членов, установлены и используются металлические гаражи. С их владельцев в пользу кооператива, по его решению взимается арендная плата за использование земельного участка, принадлежащего на праве собственности его членам.
По мнению судебной коллегии, неуплата арендных платежей не является свидетельством нарушений прав Афанасьевой Н.Г. Так, суду не представлено доказательств получения ею от взимания арендной платы кооперативом каких-либо личных имущественных благ. При этом устранение такого нарушения, как неуплата арендной платы, если она взимается в пользу собственника земельного участка, может быть достигнуто иным способом, в том числе, например, путем взыскания в судебном порядке неуплаченных за пользование имуществом денежных средств и понуждением к заключению соответствующего договора возмездного пользования землей.
В силу положений ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Между тем, согласованная воля всех участников общей долевой собственности на земельный участок, на котором установлен спорный гараж, не установлена и не доведена до суда должным образом.
Представитель истца Богданова Т.Г. в суде ссылалась на то, что Афанасьева Н.Г, подавая иск, действовала от имени всех собственников земельного участка, будучи уполномоченной на это протоколом N 5 общего собрания членов гаражного кооператива "Сад" от 02.09.2017.
Однако, из материалов дела не следует, что собственниками земельного участка было достигнуто соглашение по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду под установку гаражей Исаевым. Так, из вышеназванного протокола следует, что при обсуждении вопрос в отношении гаражей Исаевых приняло участие 88 членов кооператива, сколько из них собственников земельного участка - не указано. Если данного количества членов кооператива достаточно для принятия решения кооператива, то для отражения воли всех собственников земельного участка - нет, поскольку закон указывает на соглашение всех участников общей долевой собственности.
Кроме того, в иске истцом указана только сама Афанасьева Н.Г. Представителю Богдановой Т.Г. она предоставила полномочия на ведении только своих дел.
Вместе с тем, представительство в гражданском процессе осуществляется по правилам ст.ст. 53, 54 ГПК РФ, то есть только посредством надлежащим образом оформленной доверенности. При таких обстоятельствах, мнение 88 членов кооператива, оформленное протоколом его общего собрания, не может отражать мнение 145 собственников земельного участка, в том числе на распоряжение той частью земли, которая занята спорными гаражами.
Согласно положениям ст. 327.1 ГПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Поскольку жалоба была подана только Исаевым В.Т, не имеющим полномочий действовать в интересах Исаева Ф.Т, суд удовлетворяет жалобу заявителя, проверив соблюдение законности при вынесении решения только в той части, которая касается подателя жалобы. Исаевым Ф.Т. решение суда не оспорено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Исаева В.Т. подлежит удовлетворению, а решение суд в части возложения на него обязанности снести гараж с территории спорного участка - отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Отменить решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 декабря 2017 года в части удовлетворения искового требования Афанасьевой Н.Г. к Исаеву В.Т.о сносе металлического гаража и принять по делу в этой части новое решение.
Отказать Афанасьевой Наталии Геннадьевне в удовлетворении искового требования к Исаеву Владимиру Терентьевичу о возложении обязанности снести металлический гараж N с земельного участка с кадастровым номером N.
Председательствующий А.В. Ярадаев
Судьи: Е.А.Арсланова
П.Д. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.