Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 31-АПГ18-4 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой А.А,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И,
с участием прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А,
представителей:
административного истца общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" Ильиной Т.Н,
административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Портновой С.В,
заинтересованного лица Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Ипатьева А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" (далее - ООО ПСК "Содружество-1") обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим с момента принятия постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, жилого дома, расположенного по адресу: г. Чебоксары, по ул. К.Маркса, д.... (пункт 19).
Требования мотивированы тем, что постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" утвержден список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране. В соответствии с пунктом 19 Постановления в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, включен жилой дом, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д.... В соответствии с договором аренды от 27 мая 2015 года административному истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером... по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, с видом разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). 02 июня 2017 года ООО ПСК "Содружество-1" обратилось в администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Многофункционального комплекса в составе торгово-офисных помещений, жилой застройки переменной этажности, надземной и подземной автостоянок" (далее - Многофункциональный комплекс). Письмами администрация г. Чебоксары Чувашской Республики отказала в выдаче разрешения на строительство, указав, что по ул. К.Маркса расположены объекты культурного наследия. ООО ПСК "Содружество-1" полагает, что оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку названный объект недвижимости включен в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, при отсутствии документов, подтверждающих культурную и историческую ценность здания, не соблюдена процедура признания объекта памятником истории и культуры. При издании оспариваемого постановления не были соблюдены форма и вид, в которой орган вправе был принять нормативный правовой акт, а именно указанный в пункте 19 Списка жилой дом не позволяет идентифицировать его как объект культурного наследия, не содержит сведений о его технических характеристиках. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят без согласования с Министерством культуры РСФСР, как это было предусмотрено законодательством, действующим на тот период.
В судебном заседании представитель административного истца ООО ПСК "Содружество-1" Ильина Т.В. заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Портнова С.В. заявленные требования не признала по мотивам их необоснованности.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Ипатьев А.В. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заинтересованные лица Министерство культуры Российской Федерации, администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-1" явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Овчинниковой Н.А, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" утвержден список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране.
Под пунктом 19 Списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, значится жилой дом, 1950-е годы, по ул. К.Маркса, д..., г. Чебоксары.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 октября 2015 года N 3417-р объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой", 1950-е годы, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д..., зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 211410100840005.
Из сообщения Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Государственный архив современной истории Чувашской Республики" от 28 ноября 2017 года следует, что в документах архивных фондов Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики архивного дела Чувашской Республики за 1994-1998 годы, Государственного учреждения культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей информационной политики архивного дела Чувашской Республики за 1992-1998 годы, Чувашского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за 1990-1994 годы письма Минкультуры России о согласовании списка памятников истории и культуры в части включения в список памятника истории и культуры местного (Чувашского) значения здания "Дом жилой", расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д..., паспорта и учетной карточки на данный объект не имеется.
Из сообщения от 04 декабря 2017 года следует, что в научном архиве Бюджетного научного учреждения Чувашской Республики "Чувашский государственный институт гуманитарных наук" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики документы, касающиеся принятия или согласования постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в список памятников истории и культуры республиканского значения здания "Дом жилой", расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д..., не имеется.
Из сообщения Министерства культуры Российской Федерации от 24 ноября 2017 года следует, что Министерство культуры Российской Федерации не располагает сведениями и документами об утверждении Министерством культуры РСФСР либо федеральными органами государственной власти Российской Федерации, уполномоченными в области государственной охраны объектов культурного наследия, списков вновь выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чувашской Республики.
Из сообщения Федерального казенного учреждения "Государственный архив Российской Федерации" от 27 ноября 2017 года следует, что в описях архивного фонда Министерства культуры РСФСР, включающих перечень дел постоянного хранения за 1982-1992 годы, дела, содержащие документы о согласовании списков памятников истории и культуры не значатся.
Открытому акционерному обществу по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером... площадью 16211 +/- 44 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
27 мая 2015 года между отрытым акционерным обществом по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" (арендодатель) и ООО ПСК "Содружество-1" был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил ООО ПСК "Содружество-1" во временное пользование за плату земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) с кадастровым номером.., общей площадью 16211 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса.
Согласно пункту 1.3. договора аренды цель использования земельного участка - для многоэтажной жилой застройки (высотная застройка).
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 октября 2015 года N 3243 внесены изменения в постановление администрации г. Чебоксары от 28 июля 2015 года N 2491 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по улице Карла Маркса города Чебоксары". Пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Утвердить градостроительный план земельного участка от 13.10.2015 N RU21304000-719 с кадастровым номером... площадью 16211 кв.м. по улице Карла Маркса города Чебоксары согласно приложению." Градостроительный план земельного участка от 15.07.2015 N RU21304000-514 с кадастровым номером... площадью 16211 кв.м. по улице Карла Маркса города Чебоксары считать недействительным с момента подписания данного постановления.
Уведомлениями от 18 января 2015 года, от 04 февраля 2016 года, от 20 мая 2016 года, от 26 апреля 2017 года, от 16 мая 2017 года администрация г. Чебоксары отказала ООО ПСК "Содружество-1" в выдаче разрешения на строительство объекта "Многофункциональный комплекс в составе торгово-офисных помещений, жилой застройки переменной этажности, надземной и подземной автостоянок", в том числе со ссылкой на несоответствие проектной документации требованиям части 13 статьи... Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что оспариваемым постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 нарушаются права общества на строительство Многофункционального комплекса, поскольку дом N... по ул. К.Маркса г. Чебоксары как объект культурного наследия находится в границах защитной зоны, ООО ПСК "Содружество-1" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
На момент принятия оспариваемого постановления действовал Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Статьей 17 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" предусматривалось, что в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на общесоюзного, республиканского и местного значения.
Порядок отнесения недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения был определен статьей 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" - такие решения принимались советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Таким образом, оспариваемое постановление издано уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной формы, в которой данный орган вправе принимать нормативные правовые акты.
В период принятия оспариваемого постановления законодательство не предусматривало обязательного официального опубликования нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти.
Согласно статье 10 Закона Чувашской Республики от 31 июля 1992 года "О Совете Министров Чувашской Республики" акты Совета Министров Чувашской Республики вступали в силу с момента их подписания, если иное не было определено в самом акте. Следовательно, необходимо исходить из того, что оспариваемый нормативный правовой акт действует с момента его подписания; к тому же установлено, что текст постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении Списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" был опубликован в официальном периодическом издании - информационном бюллетене "Собрание законодательств Чувашской Республики" (N 9 за 2003 год).
Согласно статье 1 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" памятниками истории и культуры признавались сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежали государственному учету (статья 16 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры").
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Одним из видов объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Исходя из положений статьи 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения подлежало согласованию с Министерством культуры РСФСР.
На момент принятия оспариваемого в части постановления порядок отнесения памятников истории и культуры к памятникам республиканского и местного значения устанавливался не только Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", но и Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Положение N 865), а также Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203 (далее - Инструкция N 203).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 865 и пунктом 9 Инструкции N 203 государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность (пункт 12 Инструкции N 203).
Государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов.
На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15 Инструкции N 203).
На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах (пункт 16 Инструкции N 203).
Согласно пункту 1 статьи 34.1 ФЗ "Об объектах культурного наследия" защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34.1 границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:
1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;
2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию (пункт 4 статьи 34.1).
Поскольку административным истцом разрешение на строительство до вступления в силу указанных изменений не получено, указанные нормы в отношении объекта строительства подлежат применению.
14.07.2017 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в адрес ООО ПСК "Содружество-1" направлено письмо, в котором со ссылкой на статью 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ указывается на невозможность осуществления строительства Многофункционального комплекса в связи с тем, что он запроектирован в пределах границ защитной зоны, составляющей 200 метров от объектов культурного наследия: "Здание Министерства безопасности Чувашской Республики, 1950-е годы" по ул. К.Маркса, дом 43 и "Дом жилой, 1950-е" по ул. К.Маркса, дом.., в связи с тем, что охранные зоны в установленном порядке на указанные объекты не установлены.
Согласно акту осмотра земельного участка, составленного ведущим специалистом-экспертом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары, от 23 октября 2017 года N 77-Л расстояние до границ земельного участка с кадастровым номером... от внешней стены жилого дома N... по ул. К. Маркса, составляет 54,33 метра.
Следовательно, ООО ПСК "Содружество-1" обладает правом на оспаривание Постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29.10.1993 N 372, поскольку оно применено в отношении административного истца и затрагивает его права и обязанности.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление юридически недействительно и не подлежит применению в силу Заключения Комитета Конституционного надзора СССР от 29.11.1990 "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан" и Постановления Комитета Конституционного надзора СССР от 15.02.1991 N 16 (2-12) "О порядке реализации заключения комитета от 19.11.1990 "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан" являются необоснованными, поскольку в данных документах регулируется применение неопубликованных актов или их отдельных положений, ограничивающих права граждан, возлагающих на них обязанности и устанавливающих юридическую ответственность.
Включение оспариваемым постановлением жилого дома, расположенного по адресу: г. Чебоксары, по ул. К.Маркса, д..., в Список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, само по себе не ограничивает права граждан, не возлагает на них обязанности и не устанавливает юридическую ответственность.
Кроме того, как указывалось выше, оспариваемое постановление было опубликовано в официальном периодическом издании - информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики" N 9 за 2003 год.
В силу статьи 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 решение об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения принимаются по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Административным ответчиком не представлены доказательства согласования вопроса включения дома N... по ул. К.Маркса г. Чебоксары в список памятников истории и культуры при издании оспариваемого постановления, в архивных фондах такие доказательства ответчиком не обнаружены.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого пункта постановления недействительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Указанный объект внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.10.2015 N 3417-р с присвоением ему регистрационного номера 211410100840005. Издание данного приказа свидетельствует о наличии согласования вопроса включения объекта в реестр памятников истории и культуры с федеральным органом, ответственным за работу по охране культурного наследия народов Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 19 Федерального закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны культурного наследия решения о включении в реестр.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 73-ФЗ исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: 1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; 2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Соответственно, до принятия акта Правительства Российской Федерации объект находится под охраной государства и на него распространяются положения закона об охранных зонах, что свидетельствует о том, что само по себе признание недействительным оспариваемого постановления не повлечет для административного истца правовых последствий в виде утраты оснований для применения положений статьи 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ.
Также исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Такие обстоятельства по делу отсутствуют, объект существует, доводы об утрате объектом историко-культурного значения административным истцом не заявлялись, соответствующие доказательства суду не представлялись.
Кроме того, права административного истца на строительство Многофункционального комплекса на находящемся в пользовании земельном участке нарушаются не фактом включения спорного объекта в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения оспариваемым постановлением, а непринятием Региональным органом охраны объектов культурного наследия мер по установлению границ охранной зоны объекта в пределах, установленных подпунктом 1 пункта 3 статьи 34.1 Федерального закона N 73-ФЗ в 100 метров, что до определения в установленном законом порядке указанной зоны влечет применение положений пункта 4 указанной статьи, предусматривающего охранную зону в 200 метров.
Таким образом, у административного истца имеется иной способ защиты своих прав.
Следует также отметить, что Федеральным законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" кроме установления зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия предусмотрен целый ряд иных мер, направленных на охрану объектов культурного наследия.
В частности, не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях (статья 35.1 Федерального закона N 73-ФЗ); устанавливаются особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, например, определяется перечень видов работ по сохранению такого объекта, сроки и периодичность проведения таких работ (пункт 2 статьи 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ); устанавливаются особенности возникновения и прекращения имущественных прав на такой объект (пункт 1 статьи 54 Федерального закона N 73-ФЗ); осуществляется надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (статья 11 Федерального закона N 73-ФЗ).
Вышеуказанное свидетельствует о том, что удовлетворение иска затронет права иных лиц, так как внесение дома в реестр влечет за собой применение комплекса мер государственной защиты в отношении объектов культурного наследия, а не только установление границ охранной зоны.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в издании "Вести Чувашии", где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Содружество-1" к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим с момента принятия постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, жилого дома, расположенного по адресу: г. Чебоксары, по ул. К.Маркса, д.... (пункт 19) - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Нестерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.