Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г,
судей Шилова А.Е, Сивохина Д.А,
при секретаре Астафьевой Д.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к Ковалевой О.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса РФ административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем ему было направлено требование об уплате недоимки по налогам и пени, которое в установленный срок налогоплательщиком не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области просила суд взыскать с Ковалевой О.Н. недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 235862,00 руб. и пени в размере 3537,93 руб, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 11,25 руб.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 декабря 2017 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворены частично, с Ковалевой О.Н. взыскана сумма недоимки по налогу на землю за 2015 год в размере 196922 руб, пени за несвоевременную плату земельного налога за 2015 год в размере 2949,33 руб, и пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 11,25 руб, а всего 199882,58 руб.
Кроме того, с Ковалевой О.Н. взыскана государственная пошлина в размере 5197,65 руб.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, указав, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области Потехин С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель административного ответчика Ковалевой О.Н. - Гайдель Н.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителя административного истца, возражения на жалобу представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог - п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Ковалева О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1000 кв.м, и земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес" площадью 8400 кв.м.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N, расположенного по указанному выше адресу, на 1 января 2015 года составила 15724128 руб, на земельный участок с кадастровым N - 250090 руб.
Исходя из кадастровой стоимости земельных участков с учетом конкретных ставок налога, установленных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, размер земельного налога за 2015 год на земельный участок с кадастровым N составил 235862 руб, на земельный участок с кадастровым N - 750,00 руб.
Из материалов дела также следует, что в адрес Ковалевой О.Н. налоговым органом направлялось налоговое уведомление N 145560218 от 03.11.2016 об уплате налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект налогообложения, и срок уплаты налога - до 26.12.2016 (л.д. 7).
В установленный в налоговом уведомлении срок Ковалева О.Н. не исполнила обязанность по уплате земельного налога, а также по уплате налога на имущество физических лиц.
На основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование N 2086 об уплате налога, пени до 05.04.2017 (л.д. 13).
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как усматривается из материалов дела, в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
22.05.2017 мировым судьей судебного участка N 95 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области вынесен судебный приказ N 2а-588/2017 о взыскании с Ковалевой О.Н. задолженности по налогам и пени.
Определением того же мирового судьи от 01.06.2017 судебный приказ по заявлению Ковалевой О.Н. отменен (л.д. 16).
Установлено, что недоимка по земельному налогу на земельный участок с кадастровым N и пени административным ответчиком до настоящего времени не уплачены, в связи с чем Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Ковалевой О.Н. земельного налога в размере 235862,00 руб. и пени в размере 3537,93 руб, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 11,25 руб, в принудительном порядке.
Срок принудительного взыскания земельного налога и пени за 2015 год налоговым органом не пропущен.
С учётом изложенного, суд пришёл к правильному выводу о взыскании с Ковалевой О.Н. недоимки по земельному налогу за 2015 год на земельный участок с кадастровым N и пени.
Между тем, удовлетворяя требования налогового органа о взыскании земельного налога за 2015 год частично, то есть в размере 196922 руб, суд первой инстанции исходил из того, что расчет земельного налога в период с 01.01.2015 до 01.10.2015 должен производиться исходя из кадастровой стоимости в размере 15724128 руб, а с 01.10.2015 исходя из кадастровой стоимости в размере 5259996 руб. (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 22.09.2015).
Судебная коллегия полагает, что с выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода.
При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применялась налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 391 дополнен абзацем следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости".
Однако указанные дополнения согласно ч. 4 ст. 9 названного Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 01.01.2018 г.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в текущем налоговом периоде (2015 год) в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О, из которой следует, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Такое правовое регулирование не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу и не выходит за пределы предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий.
Таким образом, основания для перерасчета земельного налога за 2015 год вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода отсутствуют.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о взыскании с Ковалевой О.Н. земельного налога за 2015 год в период с 01.01.2015 до 01.10.2015 исходя из кадастровой стоимости в размере 15724128 руб, а с 01.10.2015 г. исходя из кадастровой стоимости в размере 5259996 руб, является ошибочным.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области о взыскании с Ковалевой О.Н. обязательных платежей и санкций удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5594 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 декабря 2017 года изменить, изложить резолютивную часть решения суда следующим образом:
"Административный иск Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области к Ковалевой О.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Ковалевой О.Н, проживающей по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области недоимку по земельному налогу за 2015 год (ОКТМО 36640454) в размере 235862,00 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 3537,93 руб, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год (ОКТМО 36640442) в размере 11,25 руб, а всего 239411,18 руб.
Взыскать с Ковалевой О.Н. в доход местного бюджета городского округа Тольятти Самарской области государственную пошлину в размере 5594 руб.".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.