Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующей ФИО11,
судей: ФИО10 и Багаутдиновой Ш.М,
при секретаре ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления ОПФР по РД в "адрес" ФИО9 на решение Хасавюртовского городского суда от "дата" по иску ФИО1, ФИО2, ФИО5 к Управлению ОПФР по РД в "адрес" на действия ГУ ОПФР по РД в "адрес" в отказе начисления выплат по удостоверениям ветерана ВОВ, незаконными, и обязании ответчика установить выплачивать ежемесячные выплаты предусмотренные по удостоверениям ВОВ и взыскании указанных выплат за последние три года, которым постановлено:
"Исковое заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Управлению ОПФР по РД в "адрес" на действия ГУ ОПФР по РД в "адрес" в отказе начисления выплат по удостоверениям ветерана ВОВ, незаконными, и обязании ответчика установить выплачивать ежемесячные выплаты предусмотренные по удостоверениям ВОВ и взыскании указанных выплат за последние три года удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ начисления выплат ФИО1 ФИО2 и ФИО5 по удостоверениям ветерана ВОВ.
Обязать ГУ ОПФР по РД в "адрес" установить ФИО1 ФИО2 и ФИО5 ежемесячную Единую денежную выплату по выданным удостоверениям ВОВ, в размере 4743 рублей 68 копеек.
Обязать ГУ ОПФР по РД в "адрес" произвести выплаты ФИО1, ФИО2 и ФИО5 ежемесячной Единой денежной выплаты по выданным удостоверениям ВОВ за последние три года с момента обращения в суд, то есть с "дата" года".
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО5 обратились в Хасавюртовский городской суд с иском к Управлению ОПФР по РД в "адрес" о признании незаконным отказ ГУ ОПФР по РД в "адрес" в начислении выплат по удостоверениям ветерана ВОВ и об обязании ответчика установить и выплачивать истцам ежемесячные выплаты, предусмотренные по удостоверениям ВОВ за последние три года, мотивировав свои требования тем, что они принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 1986 по 1988 года в 30 километровой зоне - зоне отчуждения.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии причиной заболевания, в результате которой им установлена инвалидность - "военная травма", является исполнение обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Это обстоятельство указано и в их военных билетах, "сведения о медицинских освидетельствованиях и прививках" и в справке МСЭ.
В 2005 году им выданы удостоверения о праве на льготы и имущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.
Размер единой денежной выплаты, положенной им к выплате, составляет 7270, 74 рублей, а им выплачивают только 5054 рублей 12 копеек, несмотря на то обстоятельство, что они неоднократно обращались в ГУ ОПФР по РД в "адрес" с заявлением о пересмотре им выплат по основанию "инвалидность от увечья - военная травма, полученного при исполнении военной службы".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник Управления ОПФР по РД в "адрес" ФИО9 просит отменить решение и принять по данному делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обосновании жалобы указывает, что причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от "дата" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. п. 9 - 12 Разъяснения от "дата" N 17 с иными формулировками, например "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".1
Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от "дата" "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма", на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются. Это обстоятельство что судом не учтено.
Стороны, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2ст. 327 ГПК РФсчитает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "дата" N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, ФИО1, ФИО2, ФИО5 принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 1986 по 1988 года в 30 километровой зоне - зоне отчуждения.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии, причиной заболевания, в результате которой им установлена инвалидность - "военная травма", является исполнение обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Они получили заболевание - увечья, а после и инвалидность военную травму, именно вследствие участия в ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В силу пункта 27 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением ФИО4 от "дата" N 209, льготы для инвалидов Отечественной войны, предусмотренные этим Положением, распространяются и на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите ФИО4 или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Разрешая дело по существу, суд исходил из того, что поскольку инвалидность ФИО1, ФИО2, ФИО5 наступила при исполнении обязанностей военной службы, то в силу приведенных норм закона на них распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной Войны.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Лица, которым установлена формулировка причины инвалидности, обусловленная катастрофой на Чернобыльской АЭС, в названной норме не указаны.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом Российской Федерации от "дата" N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляются с момента предъявления специальных удостоверений (пункт 4 статьи 15). Выдача данной категории граждан иных удостоверений действующим законодательством не предусмотрена.
Выдача "удостоверения инвалида о праве на льготы" предусмотрена Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением ФИО4 от "дата" N 209, тем лицам, которые отнесены к инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 4 Федерального закона "О ветеранах". На момент принятия данного Положения такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала. Впоследствии инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы также не были включены в перечень лиц, указанных в названном Положении. Вместе с тем нормы, устанавливающей распространение названного Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, в действующем законодательстве не предусмотрено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отнесении лиц, ставших инвалидами, с причиной инвалидности "увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", к категории лиц, которым выдается удостоверение "инвалида о праве на льготы" является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении указанных норм материального права.
Инвалидность истцам установлена не в связи с ранением, контузией или увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, а в связи с увечьем, полученным в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы, на них меры социальной поддержки, установленные Законом РФ "О ветеранах", не распространяются, а, следовательно, не имеется правовых оснований для назначения им ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид войны.
Поскольку ФИО1, ФИО2, ФИО5 не могут быть отнесены к категории лиц, которые в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями), имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, возложение на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по РД в "адрес" обязанности установить ФИО1, ФИО2 и ФИО5 ежемесячную Единую денежную выплату в размере 4743 рублей 68 копеек и произвести выплаты ФИО1, ФИО2 и ФИО5 ежемесячной Единой денежной выплаты за последние три года с момента обращения в суд, то есть с "дата", также не соответствует закону.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не были основания удовлетворить требования истцов.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского городского суда от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 и ФИО5 к Управлению ОПФР по РД в "адрес" о признании незаконным отказ ГУ ОПФР по РД в "адрес" в начислении выплат по удостоверениям ветерана ВОВ и об обязании ответчика установить и выплачивать истцам ежемесячные выплаты, предусмотренные по удостоверениям ВОВ за последние три года отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.