Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Джарулаева А.-Н.К., судей Гомленко Н.К. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Муртазаалиевой П.Х.
при рассмотрении апелляционной жалобы представителя администрации ГОсВД " Город Махачкала" Мурадова С.Г. ( доверенность на л.д. 68,69) на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 30 ноября 2017 г, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Мансурова М.Ч. к Администрации ГОсВД "город Махачкала", Управлению по земельным ресурсам и землеустройству города о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности по предоставлению муниципальной услуги - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы от 17.07.2017 г. N 51.17-МФЦ-3202/17 в предоставлении Мансурову М.Ч. муниципальной услуги: "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "город Махачкала" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, пос. Ленинкент, МКР 4, линия 1, участок N 71 "б", обязать Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы предоставить данную муниципальную услугу".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К, объяснения Мансурова М.Ч, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГОсВД "город Махачкала", Управлению по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности по предоставлению муниципальной услуги, ссылаясь на то, что на основании решения Главы Администрации и жилищно-бытовой комиссии от 22.04.1994 года "О выделении земельных участков под индивидуальное строительство рабочим и служащим пос. Ленинкент и приравненным к ним категориям граждан" администрацией поселка Ленинкент было принято решение N 1235 о выделении ему для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, площадью 0,06 га по адресу: г. Махачкала, п. Ленинкент, МКР 4, линия 1, участок N 71 "б". Со времени предоставления и по настоящее время участок находится в его пользовании, истец оплачивает земельный налог за данный земельный участок, на участке в 2000 году он построил дом, имеет технический паспорт, домовую книгу, регистрацию ( прописку) в этом доме. Других лиц, претендующих на данный земельный участок, нет, что подтверждается актом обследования земельного участка от 31.03.2017 г. N 340, составленным Администрацией поселка Ленинкент, решив переоформить свои права на землю, он заказал межевое дело.
29.06.2017 г. через ФГАУ "МФЦ в РД" по Кировскому району он обратился с заявлением, приложив все необходимые документы, на имя главы города о предоставлении муниципальной услуги - "подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", но получил Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17.07.2017 г. N 51.17-МФЦ-3202/17. Причиной отказа указано то, что испрашиваемый земельный участок расположен вне границ земель поселка Ленинкент, отведенных решениями Леникентского поселкового Совета народных депутатов Кировского района ДАССР от 23.03.1992 г. N 17 и Президиума Махачкалинского горсовета народных депутатов от 28.05.1992 г. N 189 и закрепленных за Ленинкентским поселковым Советом народных депутатов, и, что права предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство у Ленинкентского поселкового Совета народных депутатов отсутствовало.
Данный отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкала считает незаконным и подлежащим отмене, т.к. нахождение испрашиваемого земельного участка вне границ п. Ленинкент ни чем не подтверждается, не прилагается схема границ пос. Ленинкент. Однако у истца имеются все необходимые документы, подтверждающие нахождение земельного участка на территории пос. Ленинкент, на участке расположено строение, участку присвоен адрес: РД, г. Махачкала, пос. Ленинкент, МКР 4, линия 1, участок N 71 "б". Испрашиваемый участок находится примерно в середине территории п. Ленинкент, данный факт подтверждается также сведениями, содержащимися в Государственном кадастре недвижимости и находящимися в открытом доступе посредством публичной кадастровой карты Росреестра, содержащей информацию об административном делении РФ, в частности, участок официальной карты п. Ленинкент.
Если причиной отказа явилось сомнение в законности правоустанавливающих документов, то в соответствии с действующим земельным законодательством и, в частности, в Постановлении Главы Администрации г. Махачкалы от 25.12.2015 N 5032 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги МКУ города Махачкалы "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города", содержащим в п. 2.10. исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, такого основания для отказа не имеется.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является одним из этапов оформления прав на земельный участок. Совершение указанных действий является обязанностью уполномоченного органа. Вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию об установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории. Просит суд признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкала от 17.07.2017 г. N 51.17-МФЦ-3202/17 в предоставлении мне, ему муниципальной услуги: "подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "город Махачкала" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, пос. Ленинкент, МКР 4, линия 1, участок N 71 "б", возложить на Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкала обязанность по предоставлению вышеуказанной муниципальной услуги данного земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГОсВД " город Махачкала" Мурадов С.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что причины отказа в выдаче схемы расположения земельного участка Мансурову М.Ч. являются законными, истребуемый им земельный участок находится за границами земель, предоставленных в установленном порядке пос. Ленинкент, поэтому администрация пос. Ленинкент не могла распоряжаться не принадлежащими им землями. Кроме того, надлежащими ответчиками они не являются.
Извещенные повторно администрация ГосВД "Город Махачкала" и МКУ " Управление по земельным ресурсам и землеустройству" г. Махачкалы в суд не явились, о причинах своей неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Мансуров М.Ч. на заседании судебной коллегии просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ч.1 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (часть2)
Согласно ч.16 вышеуказанной нормы права, основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
Пунктом 2.10.1 Постановления Главы Администрации г. Махачкалы от 25.12.2015 года N 5032 "Об утверждении административного регламента... " установлены 10 исчерпывающих причин для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Из Уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги Мансурову М.Ч. от 17.07.2017 года за N51.17-МФЦ 3202/17, следует, что в предоставлении услуги "подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка, расположенного в г. Махачкала п. Ленинкент мкр.4, линия 1 участок N 71-6, отказано. Причина отказа: решениями Ленинкентского поселкового Совета народных депутатов Кировского района ДАССР от 23 марта 1992 года N 17 и Президиума Махачкалинского горсовета народных депутатов от 28 мая 1992 года N 189 утверждены границы населенного пункта с. Ленинкент и установлена общая площадь 934 га земель, закрепленных за Ленинкентским поселковым Советом народных депутатов. Испрашиваемый земельный участок расположен вне границ земель, отведенных названными решениями и закрепленными за Ленинкентским поселковым Советом народных депутатов, право распоряжениями которыми в части предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительства у Ленинкентского поселкового Совета народных депутатов отсутствовало ( л.д. 16).
Между тем, согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, подлежат доказыванию органом, организацией, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд пришел к правильному выводу, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность своего отказа Мансурову М.Ч. в выдаче схемы расположения истребуемого им земельного участка.
В Уведомлении сделана ссылка на расположение истребуемого земельного участка за пределами границ участка, закрепленного за Ленинакентским поселковым Советом народных депутатов на момент его предоставления Мансурову М.Ч, однако таких доказательств в деле не имеется.
В подтверждение своего права на земельный участок Мансуровым М.Ч. предоставлены доказательства, которые приняты МКУ "Управлением по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы", это - решение Администрации пос.Ленинкент Кировского района г.Махачкалы от 22.04.1994 года "О выделении земельных участков под индивидуальное строительство", из которого следует, что за N 1235 принято решение об отводе земельного участка 0.06 га для индивидуального жилищного строительства ФИО1 ( л.д. л.д. 15), в суде исследован подлинник этого решения.
Согласно справки Администрации поселка Ленинкент Кировского района г. Махачкала от 03.06.2015 года, акта обследования, составленного Администрацией пос. Ленинкент от 03.06.2015 года, Мансурову М.Ч. в соответствии с решением Администрации пос. Ленинкент Кировского района г. Махачкалы от 22.04.1994 года выделен земельный участок в пос. Ленинкент МКР 4 линия 1 участок 71 "б" площадью 0.06 га под номером генплана 2194, на строительство индивидуального жилого дома, на участке построен дом в 2000 году ( л.д. 30,31).
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что земельный участок, выделенный на схеме как участок истца Мансурова М.Ч. N 2194, расположен с границами уточненного земельного участка и вокруг него расположены другие земельные участки уже с присвоенными кадастровыми номерами, что подтверждает довод истца ФИО1 о нахождении земельного участка не за границами поселка Ленинкент, а в пределах населенного пункта, данное обстоятельство подтверждается также межевым планом с соответствующим номером кадастрового квартала, топосъемкой, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ответчиком по требованию суда первой инстанции также не представлены в подтверждение своих доводов решение Ленинкентского поселкового Совета народных депутатов Кировского района ДАССР от 23.03.1992 года N 17 и президиума Махачкалинского горсовета народных депутатов от 28 мая 1992 года N 189, на заседание судебной коллегии ответчики также не явились.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом изложенных выше доказательств суд пришел к правильному выводу, что Уведомление Мансурову М.Ч. от 17.07.2017 г. следует признать незаконным, т.к. права и интересы Мансурова М.Ч. указанным Уведомлением нарушены, оно не соответствует требованиям закона, поэтому подлежит отмене.
Доводы жалобы о том, что из Уведомления об отказу усматривается, что отсутствует право Мансурова М.Ч. на истребуемый земельный участок, не убедительны, т.к. доказательств, опровергающих представленные Мансуровым М.Ч. документы, не представлено, такого основания как отсутствие правоустанавливающих документов для выдачи схемы расположения земельного участка не имеется в п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Доводы о том, что администрация ГОсВД " город Махачкала" не является надлежащим ответчиком, что Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы, является самостоятельным юридическим лицом, противоречит юридическому статусу Управления, которое является муниципальным казенным учреждением, учрежденным администрацией ГОсВД " город Махачкала".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 30 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГОсВД " город Махачкала" - без удовлетворения.
Председательствующий Джарулаев А.-Н.К.
Судьи Гомленко Н.К.
Хираев Ш.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.